Исследовательский грант ауца
Мифология и морфология городских рек в Бишкеке

Эмиль Насритдинов, Сет Фири, Жамиля Байбориева, Медер Ахметов, Алтынай Ногойбаева, Жаныл Табышалиева, Улан Жапаров

Исследование выполнено при поддержке гранта факультета исследований Американского университета в Центральной Азии.


Ознакомьтесь с отчетом в PDF формате

Реки всегда играли очень важную роль в засушливом климате Средней Азии. Люди селились возле воды, потому что она была нужна им для повседневных нужд и ведения сельского хозяйства. Город Бишкек также стратегически расположен между двумя реками: Ала-Арча и Аламедин.


Советские планировщики создали сложную систему орошения, которая поможет осушить болота и эффективно использовать воду из рек для орошения города и сельскохозяйственных полей вокруг него. Реки также стали коридорами для подачи свежего воздуха с гор через город. Дороги и тротуары вдоль рек предоставили жителям близлежащих жилых массивов места для досуговых прогулок, пробежек, общения. В воспоминаниях многих долгожителей города реки играли очень важную роль.


В 1990-е годы люди и компании вторгались на территории вдоль рек, расширяя свои участки, строя новые объекты, а на ряде участков полностью перекрывая доступ автомобилям и пешеходам. Люди. которые жили недалеко от рек, начали выбрасывать туда свой мусор. Утрата речных территорий как общественного пространства и их регулярное безответственное засорение окрестными жителями привели к очень быстрому ухудшению состояния рек и до сих пор мало что изменилось.


В условиях экологического кризиса и значительной нехватки общественных пространств в Бишкеке реки могли бы сыграть и играют чрезвычайно важную роль, неся воду для орошения зелени Бишкека, принося прохладу в теплые дни, служа каналами для движения свежего воздуха с гор. а также путем создания дорожек для прогулок и занятий спортом, а также общественных мест для отдыха.

Данное исследование фокусируется на двух разных, но взаимодополняющих аспектах рек Бишкека: их мифологии и морфологии. Городская мифология рек – об их исторических и социокультурных особенностях: какую роль реки играли в жизни горожан в разные периоды истории Бишкека, как горожане и городские органы воспринимают и представляют реки, как реки используются людьми, как они изображаются в средствах массовой информации, фильмах, литературе и т. д. Морфология рек анализирует физическую форму и очертания рек и их физические компоненты: берега рек, прибрежные переправы, мосты, прилегающие к рекам постройки, зелень и общественные места. В исследовании используется ряд междисциплинарных методов исследования: интервью с жителями города, экспертами и городскими властями, ГИС-картирование и анализ, фотосъемка с дрона, пространственно-морфологический анализ.

Содержание

Читайте последовательно или изучите конкретные разделы ниже.

Узнайте об истории рек города с древнейших времен до наших дней.
Изучаем, насколько доступны реки Бишкека и насколько они популярны среди горожан.

На примере реки Ала-Арча мы визуализируем:

  • Анализ землепользования
  • Анализ связанности
  • Морфологию городской ткани на пяти участках реки
  • Морфологию самой реки

Мы даем некоторые рекомендации по оживлению общественной жизни на реках Бишкека и улучшению их физического состояния.


История рек Бишкека

В этом разделе мы рассматриваем историю рек Бишкека с древнейших времен до наших дней.

Город Бишкек расположен на равнине Чуйской долины у подножия гор Тянь-Шаня. Горы граничат с долиной на юге. Название долины происходит от названия реки Чу, текущей с востока на запад и собирающей все реки и ручьи, стекающие по долине с гор. На протяжении почти двух тысячелетий по долине проходили пересекавшие ее в направлении Восток-Запад маршруты древнего Шелкового пути, а на пересечениях Шелкового пути с реками возникали поселения.

Одним из таких поселений было расположенное рядом с рекой средневековое поселение Джул, ныне известное как Аламедин. Джул был основан примерно в VII веке нашей эры. Это было важное место торговли и отдыха для купцов, путешествующих по Шелковому пути. К 15 веку Джуль утратил свое значение и пришел в упадок.

В начале 19 века долину оккупировала армия Кокандского ханства под предводительством Ляшкера Кушбеги. Было построено несколько крепостей, в том числе крепость Пишпек, расположенная недалеко от первоначального местоположения поселения Джуль. Кокандские эмиссары облагали налогом кочевые киргизские племена Чуйской долины, а Пишпек служил стратегическим военным и оборонным целям. Крепость имела два слоя защитных стен и ров, наполненный водой из реки Аламедин. Крепость функционировала 40 лет (1925-1965).

В 1865 году крепость подверглась нападению и занятию русской царской армией. Русская администрация сохранила первоначальное название Пишпек, но крепость была разрушена и построен новый город. Оно простиралось на запад и занимало всю территорию между реками Аламедин и Ала-Арча. Через город протекало еще пять потоков воды, и градостроители заполнили пространства между потоками. Трек «Шелковый путь» получил новое название «Ташкентский трек». Он служил северной границей городской жизни; территория к северу от путей использовалась для посадки садов. Район к востоку от города, недалеко от реки Аламедин, был превращен в важный рынок, обслуживающий потребности жителей близлежащих населенных пунктов. Итак, можно предположить, что уже более века назад берег реки был важным общественным местом.

В 1918 году царская администрация сменилась советской, Бишкек вошел в состав Туркестанской АССР, а в 1926 году был переименован во Фрунзе. За 73 года город значительно расширил свои границы. Реки, которые раньше были восточной и западной границей города, теперь делили город на три более или менее равные части.

Одной из главных задач, которые советские градостроители и инженеры ставили перед Фрунзе, было осушение территории от излишней воды. Они добились этого, создав очень сложную систему орошения. Были представлены два основных технических решения. Прежде всего были построены четыре канала с бетонными берегами – все с востока на запад: Южный, Восточный, Западный и Малый. Самым крупным из четырех был Западный Большой Чуйский канал. Целью этих каналов был сбор воды, стекающей с гор, и перераспределение ее через сеть арыков по городу. Этот инженерный проект оказался очень успешным и советским планировщикам удалось не только осушить это место, но и превратить город в один из самых зеленых городов Советского Союза.

Второе инженерное решение заключалось в укреплении берегов обеих рек бетоном и строительстве системы каскадов из подпорных стенок, расположенных на расстоянии 60-80 м друг от друга по всей длине обеих рек.

Кроме того, была построена очень сложная система плотин, направляющих воду. Жители могли регулировать количество и направление воды из рек и каналов для орошения своих кварталов.

В советское время реки получили статус инженерно-технических городских объектов. Их цель состояла в том, чтобы безопасно направлять воду по городу во время наводнений и эффективно распределять воду для орошения. Реки были переданы под контроль Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), а вдоль реки был установлен «красный» коридор длиной 150 м, запрещающий любые виды капитального строительства. Реки должны были иметь бесперебойный доступ техники МЧС на всем протяжении реки. Кроме того, почти по всей длине обеих рек и некоторых каналов были построены тротуары.

Riverbanks near Osh Bazaar
К сожалению, не все советские ирригационные проекты во Фрунзе были доведены до конца: напр. Южный Чуйский канал не был достроен и не все тротуары были построены на северных участках реки Аламедин, когда в 1991 году распался Советский Союз, Фрунзе стал столицей независимого Кыргызстана и был переименован в Бишкек. Десятилетие 1990-х годов стало десятилетием «бардака» (хаоса) и коррупции, проникшей во все уровни управления, включая мэрию. Это было время отсутствия или отсутствия контроля над распределением земли, и частные компании и частные лица начали занимать земли, прилегающие к рекам. В результате во многих местах доступ к рекам был частично или полностью перекрыт, местами – с обеих сторон. В начале 2000-х годов изменилось и речное законодательство. Главный архитектор Бишкека сократил 150-метровый «красный коридор», не требующий строительства, до 6 метров от берега реки. Однако даже это требование зачастую полностью игнорировалось.
Еще одной серьезной проблемой стало отсутствие контроля над жителями и компаниями, загрязняющими берега реки. Отчасти из-за того, что агентство по вывозу мусора не работало должным образом, жители близлежащих кварталов стали обычным явлением выбрасывать мусор в реку. Также частные лица и некоторые компании сбрасывали в реки строительный мусор. В результате многие участки реки потеряли первоначальные береговые формы и даже стали зонами санитарной опасности.
Еще один вид деятельности оказал сильное негативное влияние на реки и их состояние. Строительные компании стали обычным явлением привозить экскаваторы и рыть русла рек в поисках камней для строительных целей. Экскаваторы накапливали склоны для себя и для грузовиков, которые заезжали в русла рек и вывозили оттуда большое количество камней. Эта тяжелая техника часто разрушала железобетонные берега и водосборные стены, истощала реки до их основания. Это создало условия для размыва рек и обрушения берегов рек. Вдоль обеих рек имеется ряд участков, где физическое состояние рек очень опасно.
To summarize the historical overview of this report, we can conclude that rivers were always very important elements in the history of the city: from ancient and medieval times until present days. Both Dzhul settlement and Pishpek Kokand fortress were located at the intersection of ancient trading route and Alamedin River. The Russian city expanded and occupied the area between Alamedin and Ala-Archa river. The Soviet city expanded further beyond both rivers and Soviet engineers developed a very elaborate and intricate irrigation system: they reinforced riverbanks and created a system of canals. Unfortunately, their vision was not accomplished because of the collapse of Soviet Union and since independence rivers and territories around them suffered significantly from people and companies occupying adjacent territories and trashing the rivers and from the erosion of riverbanks. Today, rivers need urgent attention of city administration and planners.
Доступность и социальное использование рек

В данном разделе обобщены результаты исследований, проведенных совместно с группой «Городские инициативы», по вопросам доступности и использования рек Аламедин и Ала-Арча, а также Западного Большого Чуйского канала (БЧК). Он основан на опросе 200 жителей, проживающих в районах, прилегающих к рекам и БЧК.

Опрос показывает, что реки и БЦК достаточно популярны: 30% респондентов приезжают на реку хотя бы раз в день, 18% - 2-3 раза в неделю и 14% - 2-4 раза в месяц. Лишь 12% вообще не приходят к воде. Пятая часть респондентов (20%) проводят возле воды менее получаса, четверть – 30-60 минут и 14% – более часа. Самыми распространенными занятиями на реках являются прогулки (67%), встречи с друзьями (20%) и спорт (11%). Почти половина (47%) респондентов приезжают на реки сами, 39% с членами семьи и 28% с друзьями.


На следующих картах видно, что частота посещения рек различна для разных рек и их участков. Наиболее посещаемыми являются участки в центральной части реки Ала-Арча. В какой-то степени это объясняется обозначенным на карте выходом к реке: на наиболее посещаемом участке также есть соответствующие тротуары или, по крайней мере, тропинка вдоль реки. На карте также обозначен ряд участков (отмечены красным), где доступ к реке полностью заблокирован. В то время как большинство респондентов оценивают реки и близлежащие территории как средние, оценки склоняются к негативным. Почти половина респондентов воспринимают их как «плохие» или «ужасные». Карта показывает, какие сегменты лучше, а какие хуже. Это подтверждает корреляции, выявленные на двух предыдущих картах.

Главное, что привлекает людей в реках, — это сама вода (27%): ее прохлада, движение, звук, способность отражать окружающую среду и генерировать блестки солнечных лучей. Вода может помочь успокоиться и почувствовать себя лучше. Во-вторых, реки привлекательны как места отдыха и общения, а также как места с чистым воздухом. Реки служат не только каналами для движения воды, они также являются основными путями чистого воздуха, поступающего в город с гор. Также главной достопримечательностью является всевозможная зелень, растущая на реках и рядом с ними.

При этом для трех четвертей респондентов главное отталкивает мусор и неприятный запах. Вдоль обеих рек имеется ряд участков, ставших местами сброса мусора. Когда на берегах рек плохие условия для прогулок и отдыха или перекрыты проезды, берега рек становятся заброшенными обычными горожанами и могут привлекать людей, которые приносят с собой алкоголь и плохо себя ведут, что еще больше отталкивает других.

Анализ опроса позволяет сделать следующие выводы. Люди действительно любят и ценят реки, но в зависимости от того, где они живут, а также от качества берегов и пространств вдоль реки, описания могут варьироваться от «кусочек гор, природы» и «любимый пешеходный маршрут» до «задние дворы, нет». место мужчины». Если территории благоустроены и имеется выход к реке, берега рек пользуются популярностью у горожан, которые часто посещают их для прогулок и отдыха. Самый популярный и часто используемый участок реки Ала-Арча – от Южной магистрали до проспекта Мира. Наименее популярной и самой проблемной является река Аламедин ниже по течению от улицы Медерова. Он гораздо более замусорен, берега рек в плохом состоянии, нет хорошей инфраструктуры для прогулок и отдыха, многие проезды полностью перекрыты, люди опасаются криминальной деятельности, употребления алкоголя и плохого поведения. В целом можно сделать вывод, что рекреационный, экономический, социальный и культурный потенциал рек Бишкека не используется, а значительные сегменты рек «исключены» из городской жизни.

Морфология реки Ала-Арча

Учитывая ограниченность объема данного исследования, для более детального морфологического анализа мы решили сосредоточить внимание всего на одной реке – Ала-Арче. Эта глава состоит из трех подразделов: анализ землепользования и связности вдоль реки, морфологический анализ пространств вдоль реки, морфологический анализ самой реки. Жизни двух наемных убийц, боксера, жены гангстера и пары бандитов из закусочной переплетаются в четырех историях о насилии и искуплении.

Анализ землепользования

Река Ала-Арча берет начало в ущелье Ала-Арча гор Тянь-Шаня, примерно в 40 км от Бишкека. Находясь в ущелье, она собирает воду из многочисленных горных ручьев (Ак-Сай, Топ-Карагай, Теке-Тор, Туюк-Суу, Адыгине, Джинди-Суу), стекающих с ледников и тающего снега, прежде чем она начинает течь по плоскости. Чуйской долины. Общая длина — 78 км (60 км по прямой). Пройдя через город, она заканчивается в Ала-Арчинском водохранилище. Почти треть ее длины находится в черте города.


Попадая в город, река проходит через ряд различных городских зон со своими уникальными характеристиками. Можно выделить пять основных зон: 1) экозона, 2) жилая зона с высокой плотностью застройки (микрорайоны), 3) промышленная, 4) коммерческая и 5) жилая застройка с низкой плотностью застройки. На диаграмме землепользования на следующей карте показаны эти пять зон и различные категории землепользования в каждой зоне. Каждая зона по-своему относится к реке и по-разному соединяет реку с прилегающими территориями.

Кроме того, если мы обратим внимание на зеленый цвет, мы увидим, что к реке прикреплено несколько зеленых зон. Более глубокий анализ выявляет несколько категорий городских зеленых насаждений: 1) естественные или аутентичные зеленые насаждения, 2) парки, 3) открытые общественные зеленые насаждения, 4) частные зеленые насаждения и 5) общественные пространства, которые в настоящее время недоступны (рис. 21). Природные аутентичные зеленые зоны расположены в так называемой эко-зоне. Это неорошаемые, необитаемые территории с травой и небольшими деревьями. Мы рекомендуем сохранить их аутентичный характер. Есть несколько общественных парков, которые очень популярны среди жителей города, и мы рекомендуем улучшить сообщение с рекой, чтобы расширить возможности отдыха жителей и дать им возможность совмещать прогулки в парках с прогулками вдоль реки. Кроме того, есть несколько зеленых общественных мест меньшего размера, которые хорошо связаны с рекой. К ним относятся зеленые зоны внутри близлежащих многоквартирных домов, государственных школ, университетов, детских садов и несколько случайных открытых пространств, возникающих между рекой и близлежащими зданиями. В частных малоэтажных домах, прилегающих к реке, тоже есть зелень. Хотя они и недоступны для публики, они помогают создать тень для прохожих. Наконец, есть несколько зеленых насаждений, таких как Ботанический сад на улице Горького или кинотеатр «Кыргыз», которые расположены недалеко от реки, но в настоящее время закрыты для посещения. Мы настоятельно рекомендуем открыть эти зеленые зоны для публики.

Анализ землепользования показывает разнообразие землепользования вдоль реки, что имеет большой потенциал для знакомства с городом, путешествуя по ней. Однако помимо путешествия по реке важно также понимать, насколько легко перебраться через реку. Это делается в следующем разделе, посвященном анализу соединенности.

Анализ соединенности

Одним из основных инфраструктурных элементов реки являются мосты, соединяющие противоположные берега. Можно выделить как минимум пять категорий мостов: 1) железнодорожные мосты, 2) развязки, 3) автомобильные мосты, 4) смешанные автомобильно-пешеходные и 5) пешеходные. Железнодорожные мосты служат только для проезда поездов, места для автомобилей и пешеходов нет; однако вдоль вагонов регулярно ходят пешеходы. Мосты для автомобилей строятся в основном на основных дорогах Бишкека, идущих в направлении Восток-Запад. Пешеходные мосты часто размещают отдельно от автомобильных мостов или смешивают с коротким барьером, отделяющим движение транспорта от пешеходов. Наконец, существует множество разнообразных пешеходных мостов: от бетонных до очень простых металлических.

Анализ связности с использованием изохрон 10-минутного пешего хода ГИС показывает, что два берега реки достаточно хорошо связаны. Как видно на рисунке 23, жители могут добраться до моста всего за десять минут практически в любом месте реки. Единственное существенное исключение — большой участок (2,6 км) между Южной магистралью и Городком Совминой на юге города, не дающий возможности пересечь реку.

Морфология городской ткани вдоль реки

В этом разделе анализируется морфология городской структуры: здания и открытые пространства в пяти зонах, выявленных в ходе анализа землепользования. Мы анализируем каждую зону и разрабатываем рекомендации для каждой зоны индивидуально.

Эко-зона

Это район, где река Ала-Арча пересекает границу города и впадает в город. Его городской путь начинается с жилого массива «Городок Совмина», состоящего из восьми многоэтажных жилых домов, построенных в советское время и расположенных на восточном берегу реки. Небольшой пешеходный мост соединяет район с обширным открытым пространством на другой стороне, покрытым травой и небольшими деревьями. Рядом с рекой проходит высоковольтная линия электропередачи с высокими опорами, что, вероятно, является основной причиной того, почему это пространство до сих пор осталось незастроенным и почему оно так и останется. Жители многоквартирных домов активно используют это открытое пространство: гуляют, играют с детьми, занимаются спортом. Восточный берег севернее жилых домов занят малоэтажной жилой застройкой. Однако эта территория на самом деле не связана с рекой, и здесь нет мостов, по которым можно было бы пересечь реку и выйти на открытое пространство через реку. В середине зоны река пересекает Южный Чуйский канал, а к северу от него на восточном берегу находится парк Победы, пользующийся огромной популярностью, особенно в вечернее время.

Более детальный анализ структуры здания выявляет несколько интересных типологий. Самое первое здание имеет форму открытой книги, которая выходит к реке и зеленой зоне за рекой.

Еще семь многоквартирных домов расположены под углом примерно 75 градусов к реке, их дворы выходят к реке.

Наконец, есть район малоэтажной застройки, не имеющий выхода на открытое пространство за рекой. Жители пытаются присвоить себе пространство реки. На фото ниже показано, как кто-то создал бетонную площадку на реке, поставил на нее скамейку, сделал лестницу, чтобы спуститься к ней с берега, и даже сделал забор с замком, чтобы гарантировать свою собственность.

Плотная жилая застройка (микрорайоны)

Пройдя под Южной магистралью, река попадает в зону плотной застройки микрорайонов. На следующих картах показано около 100 многоэтажных жилых домов и множество открытых и зеленых насаждений, расположенных вдоль реки. Согласно результатам опроса, рассмотренному в предыдущем разделе, это самый популярный участок обеих рек. По обеим сторонам реки у него есть благоустроенные тротуары, и он активно используется жителями как место для прогулок и отдыха. Отсюда открывается очень красивый вид на горы, а качество берегов, водоотводных стенок и самого русла реки довольно хорошее, за одним исключением – возле университета КГУСТА, где раньше грузовики копали камни. Дороги по обе стороны реки недавно были отремонтированы на деньги китайского гранта, а тротуары вдоль реки вымощены новым камнем. Однако в процессе реконструкции большое количество деревьев, расположенных вдоль реки, было вырублено, а не пересажено. Это делает прогулки по реке очень неприятными и некомфортными в жаркие летние дни.

Еще одна проблема – наличие двух визуальных барьеров: казино, построенного на реке, и моста, превращенного в рекламный щит. Эти препятствия убивают вид на горы и нарушают плавное течение воздуха вдоль реки.

Морфологический анализ зданий позволяет выявить несколько интересных типологий городской структуры. Есть ряд построек, стоящих перпендикулярно реке. Дороги имеют полноценные пешеходные переходы и лестницы на тротуары вдоль реки.

Другая типология включает здания, расположенные примерно под углом 30 градусов к реке. Это создает очень интересные зеленые зоны между жилыми домами и рекой.

Есть также здания, которые стоят как параллельно, так и перпендикулярно реке, а рядом с рекой есть красивая зеленая территория с множеством деревьев. Это, пожалуй, самый красивый участок реки. Учитывая, что рядом с ним находится небольшой рынок, пространство очень активно используется жителями в разное время года.

Есть также здания, которые, наконец, имеют еще одну уникальную типологию пространства: различные учебные заведения, расположенные вдоль реки. В их число входят три государственные школы (№48, №61 и №62), одна частная школа («Илим»), два детских сада и Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры. Советские градостроители очень стратегически подошли к размещению этих учебных заведений вдоль реки: все они имеют открытые пространства, выходящие на реку, поэтому они хорошо вентилируются. Днем на этих просторах сидят школьники и студенты, а в вечернее время ими активно пользуются жители разного возраста: от маленьких детей до пенсионеров, которые кружат по школьному стадиону. Близость реки делает отдых в этих общественных местах особенно приятным.

Промышленная зона

В Бишкеке промзона расположена вдоль железнодорожных путей, пересекающих город практически посередине. Итак, приближаясь к центру города, река проходит через промышленную территорию. На следующих картах показано, как на правом берегу реки расположены крупные промышленные здания, а на левом берегу — малоэтажная застройка района Рабочий Городок. Этот участок реки имеет несколько основных особенностей. Возможно, самым важным из них является его разрушенный характер. Поскольку большая часть промышленности Бишкека перестала работать еще в 1990-е годы, заборы рушатся, и никто не хочет их чинить.

Во-вторых, это еще один участок реки, куда раньше часто приезжали грузовики выкапывать камни. Они разрушили водоотводные стены, углубили русло реки, которое затем быстро размылось и привело к обрушению бетонных берегов реки. Итак, река и ее берега находятся в очень опасном состоянии.

Еще одной особенностью является односторонний пешеходный переход: сначала он проходит по правому берегу реки, левый берег полностью занят жилыми домами, затем путь пересекает мост и идет по левому берегу, а правый берег полностью занят. перекрыт промзоной.

На последнем участке этой территории по обе стороны реки расположены промышленные постройки (рис. 40). Есть красивая зеленая зона, отделяющая реку от дороги, за которой в настоящее время не очень хорошо ухаживают, но которая имеет хороший потенциал как общественное пространство.

Коммерческая зона

Пройдя через промзону, река попадает в зону очень плотной торговой зоны, где расположен один из крупнейших рынков Бишкека – Ошский базар.

В начале участка находится небольшой и неухоженный парк. Через этот парк на пути от бульвара Молодая Гвардия к улице Льва Толстого проходит довольно много людей, и при правильном уходе этот парк мог бы стать важным общественным пространством. Затем река проходит под железнодорожными путями. Правильного перехода через железнодорожные пути нет, и этот переход довольно заброшен. Из-за этого, а также из-за труб центрального отопления, проходящих рядом с железной дорогой, это место стало очень популярным среди бездомных, которые спят рядом с рекой под мостом.

После железных дорог река входит в один жилой квартал, и мы можем наблюдать уникальную типологию пространства: жилые дома, выходящие прямо к реке. К сожалению, эти жилые дворы вдоль реки на самом деле не используются жителями как общественное пространство; большая часть площади используется как парковка для некоторых автомобилей жильцов. Западный берег не имеет проезда, он перекрыт промплощадкой и участками малоэтажной застройки.

Начиная от улицы Московской, река впадает в очень плотно застроенную торговую зону Ошского базара и на протяжении трех кварталов проход вдоль реки полностью перекрыт с обеих сторон торговыми сооружениями базара. Единственный способ продолжить движение вдоль реки — внутри базара.

Жилые дома с низкой плотностью застройки

На своем последнем городском участке река Ала-Арча входит в зону малоэтажной застройки.

Сама река по мере приближения к концу становится намного меньше, и воды в ней часто остается мало. Помимо жилья, в этом районе также есть кинокомпания «Кыргыз Фильм» и военный городок, расположенные вдоль реки. Однако оба закрыты для публичного доступа. Вдоль реки мы видим ряд потенциально великолепных зеленых насаждений. Однако многие из них закрыты и не используются людьми.

Затем есть участок, где река протекает через тихий жилой район с обеих сторон.

Морфология реки

В этом разделе основное внимание уделяется физической форме реки и созданию типологий ее поперечных сечений. Анализ показывает, что можно выделить три основные категории: реки внутри густонаселенных жилых зон, реки внутри промышленных и коммерческих зон и реки внутри малоэтажных жилых зон. Для каждого сечения мы ориентируемся на три важные физические характеристики: 1) ориентацию близлежащих зданий преимущественно лицом к реке, 2) количество зелени на берегах и 3) проходимость вдоль реки.

Река внутри микрорайонов

Это наиболее удачный вид сечения. Здания хорошо ориентированы к реке, много зелени, по обе стороны реки проложены пешеходные дорожки.

Река внутри промышленных и коммерческих зон

Это третий и, безусловно, наименее успешный и наиболее проблематичный тип разрезов рек. Здания ориентированы в сторону от реки, зелени очень мало, переходов по обе стороны реки нет.

Река внутри малоэтажного жилого района

Сечение реки внутри малоэтажных жилых массивов не такое хорошее и ориентированное на людей, как в микрорайонах. Здесь обычно много зелени, однако здания расположены спиной или забором к реке и в большинстве случаев проходы хотя бы с одной стороны реки (а местами с обеих сторон) перекрыты.

Этот анализ дает нам дополнительное объяснение, почему некоторые участки реки хорошо воспринимаются и активно используются жителями, а другие заброшены. Это также дает нам подсказки относительно того, что, где и как можно улучшить. Таким образом, опираясь на выводы из этого и предыдущих аналитических разделов, мы можем перейти к главе, посвященной рекомендациям проекта для рек Бишкека.

Проектные рекомендации

Рекомендации нашего проекта включают в себя некоторые более широкие идеи и видения рек Бишкека, а также конкретные решения, необходимые для их реализации.

Мы предлагаем несколько основных рекомендаций по градостроительству:


1. Создание непрерывного бесперебойного проезда пешеходов и велосипедистов по всей длине как рек, так и каналов. Для этого необходимы две меры:



а. Расчистка заблокированных проходов. Проектом выявлено несколько участков двух рек, на которых проход по реке полностью перекрыт различными объектами, занимавшими прибрежное пространство. Это незаконно, поскольку по закону между рекой и любой границей собственности по обе стороны реки должно быть 6-метровое расстояние. Необходима сильная политическая воля, чтобы укрепить этот закон и оттеснить собственность, которая вторглась на муниципальную землю.



б. Создание подмостовых переходов. В настоящее время на обеих реках имеется несколько мостов, по которым люди, идущие вдоль реки, должны делать длительные объезды, чтобы перейти улицу на светофоре. Это делает проход более длительным, неудобным и менее безопасным. Именно поэтому мы определили ряд мест, где подмостовые переходы позволят пешеходам и велосипедистам намного проще и быстрее переходить улицу в своем беспрепятственном путешествии.



2. Восстановление разрушенных русел и берегов рек. В ходе исследования выявлен ряд мест, где современное физическое состояние русел и берегов рек является очень опасным. Основная причина, почему это произошло, — тяжелая техника, рывшая реки в поисках камней. Техника разрушила бетонные берега и водоотводные стены, а также истощила реки камнями, что привело к размыву русел рек и обрушению нескольких бетонных берегов. Дальнейшая раскопка рек в поисках камней должна быть полностью запрещена, а опасные участки должны быть восстановлены до исходного состояния.


3. Переориентация зданий по направлению к рекам. Успешные примеры микрорайонов показывают, что выход многоквартирных домов на реку или дворы, выходящие к реке, создают хорошие условия для соединения конструкции дома с рекой. Однако вдоль обеих рек есть несколько типов мест, где здания стоят спиной к рекам. Мы настоятельно рекомендуем изменить их ориентацию на сторону рек. Это важно, если реки хотят стать эстетически привлекательными и социально-экономически привлекательными городскими элементами.


4. Диверсификация социальной, культурной, экономической и коммерческой деятельности вдоль рек необходима для повышения привлекательности рек для горожан и повышения интереса к их отдыху.


5. Улучшение качества тротуаров вдоль реки. Исследование выявило участки обеих рек, где пешеходные дорожки либо отсутствуют, либо не вымощены. Тротуары должны быть заасфальтированы таким образом, чтобы они были пригодны для пешеходов, людей на инвалидных колясках, жителей с детскими колясками и велосипедистов.


6. Повышение качества существующих зеленых и открытых территорий вдоль рек. Исследования выявили ряд существующих открытых пространств, которые в настоящее время заброшены или находятся в плохом состоянии, но могут стать важными якорями отдыха и общения. Усилить рекреационную составляющую могут такие элементы уличного благоустройства, как скамейки, детские площадки, брусья для занятий спортом и т.п.



7. Посадка деревьев вдоль реки. Это абсолютно важный элемент береговой обработки. Если мы хотим, чтобы речные прогулки активно использовались, деревья очень важны для создания тени и делают прогулку приятной.

Кроме того, мы предлагаем конкретные рекомендации для каждого из пяти сегментов реки Ала-Арча, выявленных в данном исследовании.

Рекомендации для эко-зоны

  • Сохранение подлинной дикой природы зеленых насаждений на Западном берегу.
  • Улучшение качества пешеходных дорожек по Западному берегу
  • Создание якорей активности/социализации/отдыха вдоль пути.
  • Строительство двух новых мостов

- Рядом с малоэтажным жилым массивом

- Рядом с парком Победы

Рекомендации по жилому массиву (микрорайонам)

  • Посадка деревьев на западном берегу;
  • Удаление визуальных барьеров (казино и рекламный щит);
  • Реабилитация поврежденного участка (берег реки и две водоотводные стены) вблизи КГУСТА;
  • Создание якорей активности/социализации/отдыха вдоль реки

Рекомендации для промышленной зоны

  • Строительство двух подмостовых переходов для обеспечения беспрепятственного движения пешеходов и велосипедистов;
  • Открытие входа в ныне закрытый Ботанический сад;
  • Сдвинуть забор, чтобы расширить ныне чрезвычайно узкий проход;
  • Восстановление русла и берегов рек, находящихся в крайне опасном состоянии;
  • Строительство нового моста, который соединит жителей нового жилого комплекса (на территории промзоны) с зелеными насаждениями на другом берегу реки; и
  • Наконец, строительство амфитеатра (или так называемого аффордансного ландшафта) в активно посещаемой зоне напротив крупного торгового центра.

Рекомендации для коммерческой зоны

  • Открытие проходов хотя бы на одной стороне реки при ее прохождении через рынок и махаллю, чтобы обеспечить бесперебойное движение вдоль реки. Для этого может потребоваться удаление существующих блоков и проталкивание существующей структуры.
  • Переориентация рыночных зданий вдоль реки лицом к реке, а не спиной к ней.
  • Восстановление/реактивация/украшение нескольких существующих зеленых насаждений, которые в настоящее время заброшены или заблокированы заборами.

Рекомендации для малоэтажной жилой зоны

● Улучшение качества пешеходных дорожек;

● Установка светильников вдоль дорожек;

● Прорыв заблокированных участков для создания непрерывного пешеходного маршрута;

● Проектирование набережной;

● Сохранение дикой природы зелени;

● Создание лучшего доступа к зеленым насаждениям;

● Обеспечение доступа общественности к некоторым направлениям кыргызского кино.

На этом наше исследование завершается. Мы призываем вас узнать о последующем проекте под названием «Кок-Бишкек», который возник на основе результатов исследования городских рек в Бишкеке. Просто перейдите по ссылке ниже...
Свяжитесь с нами:

E-mail: silk@auca.kg
Телефон: +996998654007
Социальные сети: Facebook | Instagram
Made on
Tilda