исследовательский грант ауца

Көк-Бишкек:

Видение голубой и зеленой инфраструктуры города


Эмиль Насритдинов, Медер Ахметов, Жамиля Байбориева, Отабек Нигматов и Сет Фири

Исследование выполнено при поддержке исследовательского гранта, Американский университет Центральной Азии

Наше исследование основано на результатах четырех предыдущих исследований, проведенных одно за другим в течение последних пяти лет, и опирается на знания и опыт, полученные в ходе предыдущих работ.


Во время работы над последним исследовательским проектом мы пришли к новому видению нашего проекта. Мы решили, что недостаточно сосредоточиться только на реках и что нам необходимо рассмотреть более широкую концепцию природы в городе и включить в наш анализ зеленые насаждения. В процессе обсуждения фокуса нашего исследования мы пришли к новой концепции - Көк Бишкек. Слово «көк» в кыргызском языке имеет несколько значений и может быть применено к нескольким элементам природы: «көк асман» означает «голубое небо», «көк суу» - «голубая вода», «көк терек» - «зеленое дерево», а «көк таала» - «зеленое поле». Таким образом, слово «көк» может означать как синий, так и зеленый цвет, и вообще в кыргызской культуре оно ассоциируется со всем природным и экологическим.

Таким образом, мы предположили, что это слово идеально подойдет для реализации данного проекта. Кроме того, мы считали, что использование традиционного слова из кыргызского языка поможет нам продвинуть концепцию среди жителей города, администраторов и политиков. Оно будет восприниматься гораздо лучше, чем какие-то более длинные и технические названия. У него сильные ассоциации с природой, его легко запомнить, а значит, и популяризировать. В ходе работы над проектом мы протестировали новое название среди различных групп горожан и убедились, что концепция воспринимается хорошо. Мы не встретили никаких возражений против него.

В этом отчете подводятся итоги работы, проделанной нашей исследовательской группой в течение года. Проект включал в себя ряд исследовательских мероприятий. В первой части отчета представлены результаты социальной инвентаризации, а во второй - рекомендации по проекту, разработанные на основе этого исследования.

Мы выяснили, насколько доступны реки Бишкека и насколько они популярны среди жителей города
Ознакомьтесь с рекомендациями, разработанными в результате исследования
Социальный анализ

В этой части нашего исследования мы сосредоточились на людях. Нашей основной задачей было сначала выслушать членов сообщества и экспертов, чтобы понять их приоритеты и потребности в своих сообществах. Команда исследователей провела как количественное, так и качественное исследование, чтобы выяснить потребности сообщества в создании зеленых пространств, таких как детские площадки, парки и парковые зоны, и голубых пространств, таких как реки, речные аллеи, каналы и открытые пространства рядом с реками.

Результаты опроса

Начнем с анализа результатов опроса, проведенного среди жителей города. Большая часть опроса проводилась путем личных интервью в разных частях города. В общей сложности команда провела 236 интервью. Так получилось, что 70 % респондентов составили женщины и 30 % - мужчины. По возрасту респонденты распределились следующим образом:
В среднем наши респонденты прожили в Бишкеке 21 год, и, как видно из графика, почти 70 % прожили здесь более 10 лет. Таким образом, восприятие наших респондентов можно рассматривать как восприятие долгожителей, знакомых с городом.
Мы начали опрос с просьбы оценить экологическую ситуацию в городе, различая летнее и зимнее время, и видим, что в зимние месяцы подавляющее большинство воспринимает ситуацию как плохую или ужасную.

Жители и реки

Наиболее известными водными артериями города являются: Река Ала-Арча, БЧК и река Аламедин. Однако количество людей, которые знают эти водные пути, в два-три раза превышает количество тех, кто их посещает. Два небольших канала: Восточный БШК, проходящий по центру города, и Южный БШК на его южной окраине, малоизвестны и почти не посещаются. Строительство Южного БЧК было завершено, но вода в нем так и не появилась. Тем не менее, он находится в очень хорошем состоянии, и в наших рекомендациях мы предлагаем использовать его по особому назначению.
Дальнейший анализ показывает, что частота посещения рек и каналов также не очень высока. Большинство людей вообще не посещают их, одна треть заглядывает туда несколько раз в год, одна пятая - несколько раз в месяц, одна десятая - раз в два дня, а 7% приходят каждый день.
Почти половина респондентов посещают реки и каналы просто для прогулок, 14% проходят мимо рек по пути из дома на работу или в другие места, а 10% приходят на реки, чтобы пообщаться. Очень немногие занимаются там спортом.
К сожалению, почти половина респондентов также оценивает физическое состояние рек и каналов как ужасное или плохое. Только треть считает их нормальными, а 9 % - хорошими. Это многое говорит о привлекательности рек и необходимости их улучшения. Это существенно зависит от места проживания респондентов. Самые высокие оценки получили участки реки Ала-Арча, расположенные в 9-м и 10-м микрорайонах. Одна из причин, по которой реки остаются без внимания городской администрации, заключается в том, что они находятся в ведении ЧуйВодХоза, а значит, город не имеет возможности контролировать их использование.
Самая важная рекомендация по улучшению состояния рек - это их очистка. По мере продвижения по городу вода накапливает мусор, который затем застревает в некоторых местах, и часто можно увидеть бутылки и пластиковые пакеты, которые убираются только во время следующего паводка, когда больший объем текущей воды может удалить мусор. Но реки - это еще и места, куда жители выбрасывают свой бытовой и строительный мусор. Это не может быть удалено водой, и мусор скапливается на берегах настолько, что может даже изменить их форму. Исследование также выявило большое количество участков, где берега и каскады рек размыты под воздействием времени или разрушены строительными компаниями, использующими экскаваторы и гусеницы для сбора камней со дна реки. Поэтому вторая рекомендация респондентов - обновить физическую инфраструктуру рек и каналов. За этой рекомендацией следуют не менее важные рекомендации по установке освещения, озеленению, реконструкции (или созданию там, где они отсутствуют) пешеходных дорожек и установке скамеек. Все эти рекомендации направлены на то, чтобы сделать берега рек более пригодными для жизни и превратить их в безопасные и комфортные общественные пространства.

Горожане и зеленые пространства

Опрос показал, что жители города лучше знают зеленые зоны Бишкека и посещают их активнее, чем реки и каналы. На следующем графике видно, что самые популярные зеленые зоны расположены в центре города. Это парк Панфилова и бульвар Эркиндик. Это также старейшие парки города. За ними следуют два парка в южной части города: Ата-Тюрк (бывший парк Дружбы) и парк «Южные ворота» (или «Виктопри»). Два новых парка Ынтымак 1 и Ынтымак 2 были построены совсем недавно (год назад и в этом году соответственно), но они уже стали популярными, и люди приезжают в них даже из других районов города. В этих парках нет высоких деревьев, но они расположены на большом открытом пространстве вдоль Южной Магистрали, хорошо проветриваются и имеют новую инфраструктуру. Ботанические сады обладают большим потенциалом, но из-за своего закрытого или полузакрытого статуса они не так часто посещаются. Карагачевая роща посещается нечасто в основном из-за ее удаленности.
Следующие изображения показывают популярность зеленых насаждений на карте.

Частота посещения парков также выше, чем у рек. Как видно из приведенной ниже диаграммы, почти треть посещает парки не реже одного раза в неделю, более трети - не реже одного раза в месяц, а 12 % посещают парки ежедневно.
Как и в случае с реками, большинство респондентов приходят в парки для прогулок, но треть также приходит для общения с друзьями и членами семьи. Встречи в парках - старая советская традиция, и она по-прежнему актуальна. Парки также являются важным местом для занятий спортом. Они особенно привлекательны для бегунов.
Оказалось, что состояние парков значительно лучше, чем состояние рек. Подавляющее большинство (83 %) воспринимают его как нормальное, хорошее или даже отличное. Только 16 % считают его плохим или ужасным. Парки находятся в ведении городской администрации, за них отвечают два ведомства: Зеленхоз и Муниципальные парки. Наличие собственного бюджета помогает этим организациям заботиться о зеленых насаждениях.
Интересно, что самая популярная рекомендация - построить в парках общественные туалеты. В новых парках, таких как Ынтымак 1 и Ынтымак 2, есть современные туалеты, но в большинстве других парков их либо нет, либо туалеты находятся в плохом состоянии. Вторая по важности рекомендация - отремонтировать систему орошения. Бишкек расположен в засушливой зоне с недостаточным количеством осадков. Городская зелень не выживет без искусственной системы орошения. В советское время в городе была очень сложная и хорошо отлаженная система арыков - оросительных канав. Сегодня с ней две основные проблемы: во-первых, сама система физически износилась и нуждается в ремонте, а во-вторых, город не получает достаточно воды. Подробнее об этом мы поговорим ниже в отчете.
Кроме того, респонденты рекомендуют больше зелени, а затем улучшить инфраструктуру: освещение, скамейки, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки. Все это сделает парки более комфортными общественными пространствами.
Подводя итоги нашего опроса, можно сказать, что большинство респондентов признают проблемы с городской экологией, особенно с загрязнением воздуха в зимние месяцы. Большинство из них знакомы с двумя реками и БЧК, но не с небольшими каналами. Их знание и использование зеленых насаждений гораздо выше, чем знание и использование рек; они больше знакомы с парками и активны в них, чем в Ботанических садах. Одна из причин популярности парков заключается в том, что состояние рек воспринимается как очень плохое. Как для рек, так и для зеленых зон респонденты дали серьезные рекомендации, сначала о необходимости более масштабных решений, таких как очистка рек, ремонт берегов и каскадов рек, ремонт системы орошения и озеленение парков, а затем об инфраструктурных элементах (общественных туалетах, скамейках, освещении, детских площадках), необходимых для превращения их в активно используемые общественные пространства.
Встречи с группами заинтересованных сторон и экспертов

В дополнение к опросу исследовательская группа проводила еженедельные встречи с различными группами заинтересованных сторон и интервью с экспертами в данной области. Среди них были: экологи, велосипедисты и бегуны, молодежь, люди с ограниченной мобильностью, блогеры и авторитеты, представители муниципальных парков Зеленхоза и Бишкека, члены двух районных администраций города, а также градостроители и архитекторы. Каждая встреча начиналась с того, что мы представляли результаты наших предыдущих исследовательских проектов и делились ключевыми идеями нашего видения Кок-Бишкека. После этого открывалось пространство для обсуждения и рекомендаций участников, а затем начинались проектные чаты, где участники вместе с нашим архитектором работали непосредственно на карте города и создавали графические формы анализа и рекомендаций. В этом разделе мы обобщим некоторые из ключевых идей, возникших в ходе этих встреч.

Генеральный план Бишкека и необходимость вовлечения сообщества и популяризации Кок-Бишкека

Одной из первых встреч стала встреча с Кыргызским научно-исследовательским институтом градостроительства, который в настоящее время входит в состав Министерства строительства. Ключевым представителем группы был Жанызак Кульбатыров - автор Генерального плана Бишкека - документа, определяющего основные направления роста города и стратегию его развития. Долгие годы Генеральный план держался в секрете, но несколько лет назад, под давлением городских активистов, институт был вынужден сделать документ доступным для общественности. Генеральный план Бишкека - это масштабное видение, в котором особое внимание уделяется рекам и зеленым насаждениям и четко обозначены охранные границы для них. К сожалению, Генеральный план - это только видение, и он не имеет юридического веса. Для реализации Генерального плана команда института подготовила более конкретный и юридически закрепленный документ - Проект детальной планировки. Этот документ юридически закрепил три типа линий: 1) синие линии (обозначающие границы территорий вдоль рек, на которые не должно распространяться никакое строительство), 2) зеленые линии (обозначающие границы охраняемых законом зеленых насаждений) и 3) красные линии (границы для строительства). Это был очень важный документ, который мог сохранить голубые и зеленые насаждения и ограничить строительство. Документ был одобрен городским советом, но позже группа активистов обратилась в суд, заявив, что план нарушает имущественные права жителей Бишкека. Активисты проиграли в двух судах, но выиграли в Высшем суде, поэтому план был отменен и потерял свою юридическую силу. В результате сегодня не существует единого документа, защищающего голубые и зеленые пространства Бишкека. Один из выводов, к которому пришли авторы Генерального плана, заключается в том, что их ошибкой было игнорирование общественности при обсуждении. Г-н Кульбатыров предположил, что, возможно, то, что мы делаем с нашим подходом к работе с различными группами, более продуктивно в долгосрочной перспективе и должно принести лучшие результаты. Мы пришли к выводу, что необходимо разработать новый план голубых и зеленых насаждений Бишкека и утвердить его в городском совете.

На наших встречах мы пришли к выводу, что важно привлекать граждан, представляющих не только различные группы интересов, но и различные демографические группы, в частности жителей разного возраста. Две группы, которые наиболее активны, представляют два конца возрастного спектра: молодежь и пожилые люди. Люди средней возрастной группы часто слишком заняты работой и семейными обязанностями, и у них не так много времени: ни на обсуждение идей, ни на реальное использование рек и парков для отдыха. На всех наших встречах с местными жителями присутствовали в основном пожилые люди и пенсионеры, которым было что сказать о реках и парках. В то же время одной из самых продуктивных встреч в ходе исследования стала встреча с группой молодых «зеленых» активистов. Они высказали множество идей, поделились своими основными проблемами, связанными с экологией города, и с большим энтузиазмом отнеслись к проекту.
Большинство участников наших встреч с общественностью сошлись во мнении, что для успеха проекта «Көк-Бишкек» необходимо, чтобы он нашел поддержку среди горожан. Если идея станет популярной и найдет свое место в СМИ и социальных сетях, ее будет легче протащить через законодательство и привлечь к ее реализации вышестоящие министерства. Мы провели отдельную встречу с бишкекскими блогерами и влиятельными людьми. Все они поддержали идею и согласились помочь нам с продвижением концепции «Көк-Бишкек». Однако они сказали, что нам необходимо создать визуальный контент, которым они могли бы поделиться и распространить на своих каналах. Такой визуальный контент может включать короткие видеоролики, истории, планы и чертежи. Они также предложили создать музыкальный клип, в котором популярные певцы исполнят песню о Көк Бишкеке. Көк-Бишкек должен стать общеизвестным, известным различным группам населения города, чтобы политики и высшие государственные чиновники поддержали его административно и финансово. Одними из ключевых акторов, которые могли бы продвигать эту идею, являются депутаты городского совета. Они могут сделать ее частью своей партийной политики и кампаний. Когда мы представили предварительные результаты нашей работы, несколько депутатов городского совета, представляющих различные партии, выразили заинтересованность в наших идеях и в их поддержке.

Эксперты SMM подчеркнули, что для узнаваемости концепции «Көк Бишкек» необходим сильный визуальный символ. Поэтому было рекомендовано привлечь художников к созданию логотипа Көк-Бишкека, который станет частью информационной кампании и сделает Көк-Бишкек узнаваемым. Логотип должен быть визуально привлекательным, легко передавать основную идею проекта, быть простым и тиражируемым. Когда проекты начнут реализовываться, логотип можно будет использовать для обозначения мероприятий на местах, чтобы люди знали, что эта работа ведется в рамках «Көк-Бишкек». Мы провели одну сессию со студентами, художниками и архитекторами, на которой обсудили идеи для логотипа и набросали несколько предварительных эскизов. Вот три варианта, которые мы выбрали в качестве потенциального дизайна для логотипа.
Көк на кыргызском языке пишется через “ө”, и в двух рисунках слева и справа он нарисован так, как будто круги - это граница города Бишкек, а линия, проходящая через него, - это река. Рисунок в центре представляет собой новую интерпретацию герба Бишкека, главным символом которого является снежный барс. Леопард изображен синим цветом и символизирует реку, в то время как дерево изображено зеленым и символизирует парки и другие зеленые насаждения в городе. Они переплетаются и, таким образом, рассказывают о том, как связаны голубая и зеленая инфраструктуры Бишкека.

Городская экология

Различные участники высказали ряд важных предложений относительно экологии рек и парков. Рекомендацией номер один было наполнить места смыслами: недостаточно иметь природу ради природы, важно, чтобы различные природные места выполняли определенные функции и помогали жителям учиться, получать информацию и подключаться к рекам и паркам. некоторые осмысленные способы, например, наблюдение за животными и птицами. Одним из инструментов, который может помочь в этом, является установка хорошо продуманных и эстетически приемлемых информационных стендов, которые могли бы рассказать историю мест, их культурное и социальное значение и экологическую роль.



Что касается растительности вдоль реки, то предпочтение отдавалось более диким формам. То, как городская администрация обращается с зелеными насаждениями в Бишкеке, часто воспринимается как слишком искусственное: особенно с цветами разного цвета, высаженными таким образом, что они образуют орнаментальный узор. Вместо этого реки, парки и зеленые насаждения на улицах должны иметь более аутентичные виды растений. Таким образом, мы можем говорить о «настоящей» природе города. Для этого озеленение должно быть сведено к минимуму. Рекомендуется с пользой использовать интересную морфологию русел внутри бетонных берегов, которые часто имеют очень живописную форму с водой, плавно огибающей островки камней и зелени. На берегах реки также должно быть больше зелени, чтобы привлечь жителей.

Чтобы создать интересные синие и зеленые пространства, нам необходимо обогатить их типологию и создать разнообразный городской словарь для определения природы в городе и работы с ней. Например, вдоль реки мы могли бы создать «природные заповедники» — пространства, охраняемые законом и где могли бы безопасно развиваться различные формы дикой природы.

Вода и орошение

«Реки без воды — не реки. Это просто сухие канавы», – заявил один из участников дискуссии. В последние несколько лет в летние месяцы все чаще можно увидеть реки без воды. Это происходит из-за ряда различных факторов. Прежде всего, большое количество воды распределяется по сельскохозяйственным угодьям, окружающим город. Эти сельскохозяйственные угодья и раньше использовали воду, но ее использование интенсифицировалось, и они по-прежнему полагаются на старые методы открытого орошения, когда вода течет через открытые арыки на земле. Это приводит к высоким потерям воды за счет испарения и поглощения почвой на пути к полям. Необходимость перехода на более эффективные методы орошения, напр. Капельное орошение давно назрело.

Во-вторых, Кыргызстан расположен выше в местной топографии Центральной Азии и снабжает долины Центральной Азии водой со своих гор. Так вот, довольно много воды наше правительство дает соседним республикам, а в случае с Чуйской долиной – это Казахстан. Кыргызстан должен выполнить свои обязательства по региональному сотрудничеству. Проблема с подачей воды как к нашим соседям, так и к сельскохозяйственным угодьям заключается в новом законе, который был принят не так давно и который изменил статус воды с общественного блага на товар. Раньше воду нельзя было продавать, теперь можно, и за ее распределение отвечает агентство – Министерство водных ресурсов. Когда вода была общественным благом, Министерство распределяло воду в соответствии со своим планом, который учитывал потребности многочисленных бенефициаров. Сейчас, поскольку воду можно купить, приоритет отдается тому, кто платит. Местные муниципалитеты, как и Бишкек, не имеют отдельного бюджета на воду, поэтому город с населением 1,5 миллиона человек не имеет права голоса в том, сколько воды они получают. Это полностью зависит от доброй воли министерства и оно получает только остатки.


На встречах несколько раз звучало одно предложение – лучше использовать водохранилища, расположенные вверх по течению между реками и горами. Бишкек получает достаточно много воды в холодное время года, когда вода не раздается на поля, но и в это время городу вода не нужна. Таким образом, водохранилища могли бы хранить воду в зимнее время, чтобы эту воду можно было использовать для орошения Бишкека в летнее время. Уникальное предложение высказал сам главный архитектор – создать водоемы из карьеров, также расположенных на южной окраине города, вверх по течению. Это карьеры больших размеров и вмещающие значительное количество воды, поэтому они могут стать отличным подспорьем для полива зеленых насаждений города в жаркое время года.


Наконец, было высказано предложение о необходимости использования подземных вод для орошения. Уровень грунтовых вод уже очень высок в нижних северных частях города, где фактически они даже являются причиной наводнений. Однако, поскольку Бишкек расположен на склоне и его рельеф отступает от гор на севере к долине реки Чу на юге, расстояние до грунтовых вод в более высоких районах города может быть довольно большим – до 60-ти километров. 80 метров. Тем не менее, колодцы рыть можно, и такие работы уже проведены для двух парков Ынтымак, орошаемых подземными водами. Для более эффективного использования эта вода распределяется не по открытым арыкам, а через систему разбрызгивателей. Руководитель управления парков Бишкека Калича Омуралиева предполагает, что такой же метод можно внедрить во всех парках города, но важно использовать более качественное оборудование для полива.

Парки, реки и городская мобильность

Основная идея проекта «Көк Бишкек» — использовать реки и каналы в качестве основных каналов для пешеходов и велосипедистов. Экопояс Көк Бишкек представляет собой кольцо, опоясывающее город и соединяющее различные его сегменты и зеленые насаждения в одну систему. Идею очень поддержали участники, представляющие клубы бегунов и велосипедистов Бишкека. Они предложили использовать кольцо для организации марафонов и для регулярных ежедневных беговых тренировок. Бег вдоль реки имеет свои преимущества, поскольку вода приносит свежесть, а реки также служат каналами для движения свежего воздуха с гор. Реки прекрасно соединяются с близлежащими парками и ботаническими садами, где есть тропы, подходящие для бега и езды на велосипеде.

Чтобы берега рек и парковые тропы были пригодны для бега и езды на велосипеде, они должны соответствовать как минимум трем основным критериям. Прежде всего, они должны иметь соответствующее покрытие. Наиболее подходящее покрытие – асфальт. За последние несколько лет многие тротуары вдоль берегов рек были покрыты бетонной плиткой. Этот тип покрытия проблематичен, поскольку поверхность неровная, что затрудняет передвижение как бегунов, так и байкеров, а также потому, что плитка сама по себе очень твердая и может негативно влиять на колени бегунов. Второе условие – бесперебойный проход по реке. В настоящее время всякий раз, когда река пересекает дорогу, движение пешеходов останавливается, и в большинстве случаев возникает необходимость объезда, поскольку ближайший светофор или пешеходный переход могут находиться на расстоянии до 200 метров. Когда-то решение проблемы, популярное во многих городах мира, заключалось в создании подмостовых переходов, которые позволили бы пешеходам и байкерам переходить мост без остановки. Группа активистов, продвигающих велосипедное движение, уже разработала проектное предложение по созданию велосипедных дорожек, которые очень эффективно соединяли бы разные уголки города, и этот проект включал в себя берега рек. В этом проекте также был разработан подробный технический план создания подмостовых переходов. Это было сделано четыре года назад, проект был одобрен Главным архитекторским бюро, однако, поскольку не удалось собрать средства на реализацию проекта, он был отложен. Участники заявили, что будут рады вернуть проект к жизни и поделиться им с нами, если видение Кок Бишкек найдет административную и финансовую поддержку.

Участники, представляющие маломобильную группу, подчеркнули важность создания тропинок вдоль рек и в парках, инклюзивных для людей с любыми видами ограничений. В настоящее время существует множество мостов через реки и каналы, не имеющих пандусов; тропы имеют много резких перепадов уровней и без пандусов; а качество дорог на некоторых участках реки очень плохое. Кроме того, на некоторых берегах рек нет никаких барьеров безопасности между тропами и рекой, и слепые люди могут легко упасть с берегов реки, высота которых в некоторых местах может достигать 2 метров. Все эти сложности затрудняют, а зачастую и делают невозможным пользование реками и парками для людей с ограниченными возможностями. Участники отметили один очень важный момент: если мы сделаем дорожки пригодными для людей с ограниченной подвижностью, мы сделаем их пригодными для всех, включая мам с колясками, детей на велосипедах и пожилых людей.

Эти встречи с экспертами и государственными чиновниками, а также с различными группами, представляющими различные сообщества жителей города, а также опрос мнений жителей о реках и зеленых насаждениях Бишкека помогли нам добиться гораздо лучшего понимания вопроса и большого количества идей, на которые можно опираться. в наших рекомендациях. Помимо того, что говорили люди, вторая часть нашего проекта касалась пространственной инвентаризации синей и зеленой инфраструктуры города.

Проектные рекомендации

В разделе ниже мы суммируем основные рекомендации, разработанные в проекте на основе результатов социального опроса. Мы начнем с представления более широкой концептуальной концепции синих и зеленых зон города, а затем конкретных рекомендаций, необходимых для реализации этой концепции.

Концептуальное видение рек: Бишкекский эко-пояс

Наше видение называется «Көк-Бишкек – Синий и Зеленый Бишкек». Көк по-кыргызски может означать как синий, так и зеленый. В нашем долгосрочном видении это означает Көк Асман (голубое небо), Көк-Суу (голубые реки) и Көк-Терек (зеленые деревья).

Основой более масштабного концептуального видения рек проекта является так называемый Бишкекский Эко-Пояс. Он включает в себя ряд зеленых открытых пространств, соединенных пешеходными и велосипедными дорожками, идущими вдоль рек и каналов Бишкека. В настоящее время вся зелень, такая как Ботанический сад, различные парки, Карагачовая роща, а также аутентичные дикие зеленые насаждения существуют изолированно. Однако, как видно на схеме ниже, почти все они расположены рядом или в непосредственной близости от рек и каналов. Таким образом, реки и каналы могут стать инфраструктурными элементами, соединяющими их все вместе в одну экологическую сеть зелени и воды – двух основных экологических компонентов городской среды.

Создание общегородской экологической сети пространств особенно актуально в условиях острого экологического кризиса в Бишкеке: последние три года город стабильно входит в тройку городов с самым загрязненным воздухом. Бишкекский Эко-Пояс может стать основой более развитой сети пешеходных и велосипедных маршрутов, способных служить альтернативой автомобильному транспорту. Кроме того, Эко-Пояс может предоставить жителям города гораздо больше возможностей для отдыха и занятий спортом. Длина периметра Эко-пояса составит 26 км.


Одним из международных примеров, послуживших источником вдохновения для создания Бишкекского эко-пояса, стал проект «Atlanta Beltiline», в котором использовался бывший железнодорожный коридор и железнодорожные сервитуты вокруг центра города Атланта, штат Джорджия, США, для создания 22-мильной петли для пешеходы и велосипедисты. Проект был очень простым по своей концепции, но, тем не менее, он оказался очень успешным и привел ко всем видам новых событий, происходящих вдоль Поясной линии. Он имеет 5 открытых маршрутов и соединяет 7 общественных парков и 45 кварталов.

Как и «Атлантский пояс», «Бишкекский эко-пояс» может стать общегородским пространством для отдыха и общения, объединяющим жителей города из разных районов и разных социальных групп. Его простота, смелость и масштабность в масштабах всего города могут послужить основой, которая поможет найти финансирование для различных проектов меньшего масштаба, необходимых для реализации этого большого концептуального видения. Мы разработали еще несколько конкретных рекомендаций по реализации концепции Бишкекского Эко-Пояса.

Лоббирование экологического стока воды

Первая рекомендация – обеспечить стабильный сток воды в реках в теплое время года. Следующие два изображения показывают разницу в количестве воды в холодное и теплое время года.

Оба изображения прекрасно иллюстрируют, что в теплое время года обе реки пересыхают и не могут выполнять свои основные функции. Чтобы это исправить, городу следует лоббировать определенный минимальный объем воды в обеих реках круглый год. В настоящее время город не имеет права голоса в том, как распределяется вода вверх по течению, но важно, чтобы он выступал в качестве не менее важного участника за столом переговоров и лоббировал права горожан на воду. Еще одно возможное решение, предложенное бюро главного архитектора, — использовать существующие в настоящее время карьеры в качестве водоемов, которые собирают воду в зимнее время и выпускают ее в летнее время.

Непрерывный проезд пешеходов и велосипедистов вдоль рек

Мы предлагаем 14 мест вдоль рек, пересекающих основные дороги и где необходимы такие переходы, как показано на следующей карте. Проходы обозначены названиями улиц. Проходы можно создавать как на обоих, так и хотя бы на одном берегу реки.

На следующих изображениях представлена ​​3d-иллюстрация такого подмостового перехода на пересечении улицы Ааалы Токомбаева и реки Ала-Арча.



Очистка переправ вдоль реки от незаконного строительства

Это еще одна рекомендация по созданию бесперебойного прохода по рекам, которая также является одной из самых сложных с юридической точки зрения. Участки реки, которые в настоящее время перекрыты жилой или коммерческой недвижимостью, на следующей карте показаны красным цветом. Открытие проходов может потребовать принудительного сноса, если собственность была расширена до реки незаконно, а также судебных исков, если собственность была расширена на законных основаниях. По закону расстояние между рекой и любым имуществом должно быть не менее 6 метров. 78% респондентов опроса поддерживают идею расчистки проходов.

Поворот Ошского базара лицом к реке

Одним из основных перекрытых имуществом участков реки Ала-Арча является территория Ошского базара. Как показано на следующих изображениях, здесь нет тротуаров, а вид на реку также закрыт металлическими стенками торговых контейнеров.

Мы предлагаем открыть тротуары и повернуть базар лицом к реке, расположив вдоль тротуаров либо торговые ряды, либо кафе и рестораны. Вот несколько возможных дизайнерских решений таких переходов, предложенных нашим архитектором Медером Ахметовым.

Реабилитация поврежденных берегов и каскадных стенок

Реки Ала-Арча и Аламедин остро нуждаются в восстановлении поврежденных берегов и водоотводных стенок. Некоторые берега стали действительно опасными и могут поставить под угрозу безопасность людей. Это потребует значительных ресурсов, но это определенно является приоритетом.

Одним из возможных решений является использование габионной сетки, наполненной камнями. Сама сетка стоит не очень дорого, а камни можно собирать из самой реки. Мы видели ряд успешных примеров использования габионной сетки для обработки берегов рек в соседних крупных городах: Алматы и Ташкенте.

Озеленение берегов рек

Есть много участков как рек, так и каналов, озеленение которых было бы весьма полезно. Одним из примеров является участок реки Ала-Арча от Ааалы Токомбаева до улицы Ахунбаева. На западном берегу реки длиной 1,6 км нет ни одного дерева.

Следующие изображения показывают, как тротуары могут стать более зелеными. Еще один участок, где потребуется озеленение, — это Южный БЧК, если его превратить в пешеходную зону, как предлагалось ранее. Во многих местах, где нет грунтовой поверхности, можно расчистить небольшие участки земли для посадки деревьев.

Создание рекреационных и социальных якорей вдоль рек

Чтобы оживить пространство вдоль рек, мы предлагаем создавать небольшие общественные пространства различного назначения: от простых мест для отдыха со скамейками, как показано на следующем изображении.

Другие примеры более активных якорей — детские игровые и спортивные площадки вдоль реки Ала-Арча рядом с Городком Совмина.

Создание велосипедно-пешеходной зоны внутри Южного БЧК

Вторая рекомендация – создание велосипедно-пешеходного пространства внутри Южно-Чуйского канала. Этот канал был построен в советский период в южной части Бишкека с целью сбора воды из верховьев и распределения ее по городу. Однако по своему первоначальному назначению он никогда не использовался и всегда оставался пустым. Некоторые небольшие его участки заросли растениями, некоторые накопили мусор. Тем не менее, большинство его частей все еще в отличном состоянии. Его берега и пол выполнены из качественного бетона. Берега имеют форму буквы «L», нижняя часть которой имеет ширину примерно 1,5 метра и примерно на 15-20 см выше бетонного бассейна. По берегам мало деревьев.

Мы предлагаем использовать дорожки по двум сторонам канала как односторонние велосипедные дорожки, а пространство посередине между ними использовать как пешеходное пространство. Вход и выход из помещения будет осуществляться через ряд мостов с пандусами в канал.

Из-за своей удаленности канал привлекал множество уличных художников, и на нем сохранились очень интересные граффити, которые мы рекомендуем сохранить. Мы также рекомендуем поощрять дальнейшее использование стен канала в качестве фасадов для этого вида неформального паблик-арта.

Пространство в канале прекрасно подойдет как общественное пространство для отдыха различных групп населения: молодежи, пожилых людей, детей. Внутри канала не слышен городской шум, безопасно от движения транспорта, дети не убегут. Многоэтажные жилые дома рядом с каналом открывают вид на окрестности. Это также отличный путь для повышения мобильности, который позволит жителям южных микрорайонов ездить на велосипеде или дойти пешком до рек, которые затем соединят их с центральными частями города. Мы предлагаем создать несколько зон по длине канала: более активные, некоторые менее активные. Например, есть один участок, где канал шире, чем в других местах, и имеет открытое пространство с двумя дополнительными стенками внутри канала. Мы предлагаем использовать это пространство для создания молодежного скейт-парка.

Свяжитесь с нами:

E-mail: silk@auca.kg
Телефон: +996998654007
Социальные сети: Facebook | Instagram
Made on
Tilda