Көк-Бишкек:
Видение голубой и зеленой инфраструктуры города
Эмиль Насритдинов, Медер Ахметов, Жамиля Байбориева, Отабек Нигматов и Сет Фири
В этой части нашего исследования мы сосредоточились на людях. Нашей основной задачей было сначала выслушать членов сообщества и экспертов, чтобы понять их приоритеты и потребности в своих сообществах. Команда исследователей провела как количественное, так и качественное исследование, чтобы выяснить потребности сообщества в создании зеленых пространств, таких как детские площадки, парки и парковые зоны, и голубых пространств, таких как реки, речные аллеи, каналы и открытые пространства рядом с реками.
Результаты опроса
Жители и реки
Горожане и зеленые пространства
Генеральный план Бишкека и необходимость вовлечения сообщества и популяризации Кок-Бишкека
Городская экология
Различные участники высказали ряд важных предложений относительно экологии рек и парков. Рекомендацией номер один было наполнить места смыслами: недостаточно иметь природу ради природы, важно, чтобы различные природные места выполняли определенные функции и помогали жителям учиться, получать информацию и подключаться к рекам и паркам. некоторые осмысленные способы, например, наблюдение за животными и птицами. Одним из инструментов, который может помочь в этом, является установка хорошо продуманных и эстетически приемлемых информационных стендов, которые могли бы рассказать историю мест, их культурное и социальное значение и экологическую роль.
Что касается растительности вдоль реки, то предпочтение отдавалось более диким формам. То, как городская администрация обращается с зелеными насаждениями в Бишкеке, часто воспринимается как слишком искусственное: особенно с цветами разного цвета, высаженными таким образом, что они образуют орнаментальный узор. Вместо этого реки, парки и зеленые насаждения на улицах должны иметь более аутентичные виды растений. Таким образом, мы можем говорить о «настоящей» природе города. Для этого озеленение должно быть сведено к минимуму. Рекомендуется с пользой использовать интересную морфологию русел внутри бетонных берегов, которые часто имеют очень живописную форму с водой, плавно огибающей островки камней и зелени. На берегах реки также должно быть больше зелени, чтобы привлечь жителей.
Чтобы создать интересные синие и зеленые пространства, нам необходимо обогатить их типологию и создать разнообразный городской словарь для определения природы в городе и работы с ней. Например, вдоль реки мы могли бы создать «природные заповедники» — пространства, охраняемые законом и где могли бы безопасно развиваться различные формы дикой природы.
Вода и орошение
«Реки без воды — не реки. Это просто сухие канавы», – заявил один из участников дискуссии. В последние несколько лет в летние месяцы все чаще можно увидеть реки без воды. Это происходит из-за ряда различных факторов. Прежде всего, большое количество воды распределяется по сельскохозяйственным угодьям, окружающим город. Эти сельскохозяйственные угодья и раньше использовали воду, но ее использование интенсифицировалось, и они по-прежнему полагаются на старые методы открытого орошения, когда вода течет через открытые арыки на земле. Это приводит к высоким потерям воды за счет испарения и поглощения почвой на пути к полям. Необходимость перехода на более эффективные методы орошения, напр. Капельное орошение давно назрело.
Во-вторых, Кыргызстан расположен выше в местной топографии Центральной Азии и снабжает долины Центральной Азии водой со своих гор. Так вот, довольно много воды наше правительство дает соседним республикам, а в случае с Чуйской долиной – это Казахстан. Кыргызстан должен выполнить свои обязательства по региональному сотрудничеству. Проблема с подачей воды как к нашим соседям, так и к сельскохозяйственным угодьям заключается в новом законе, который был принят не так давно и который изменил статус воды с общественного блага на товар. Раньше воду нельзя было продавать, теперь можно, и за ее распределение отвечает агентство – Министерство водных ресурсов. Когда вода была общественным благом, Министерство распределяло воду в соответствии со своим планом, который учитывал потребности многочисленных бенефициаров. Сейчас, поскольку воду можно купить, приоритет отдается тому, кто платит. Местные муниципалитеты, как и Бишкек, не имеют отдельного бюджета на воду, поэтому город с населением 1,5 миллиона человек не имеет права голоса в том, сколько воды они получают. Это полностью зависит от доброй воли министерства и оно получает только остатки.
На встречах несколько раз звучало одно предложение – лучше использовать водохранилища, расположенные вверх по течению между реками и горами. Бишкек получает достаточно много воды в холодное время года, когда вода не раздается на поля, но и в это время городу вода не нужна. Таким образом, водохранилища могли бы хранить воду в зимнее время, чтобы эту воду можно было использовать для орошения Бишкека в летнее время. Уникальное предложение высказал сам главный архитектор – создать водоемы из карьеров, также расположенных на южной окраине города, вверх по течению. Это карьеры больших размеров и вмещающие значительное количество воды, поэтому они могут стать отличным подспорьем для полива зеленых насаждений города в жаркое время года.
Наконец, было высказано предложение о необходимости использования подземных вод для орошения. Уровень грунтовых вод уже очень высок в нижних северных частях города, где фактически они даже являются причиной наводнений. Однако, поскольку Бишкек расположен на склоне и его рельеф отступает от гор на севере к долине реки Чу на юге, расстояние до грунтовых вод в более высоких районах города может быть довольно большим – до 60-ти километров. 80 метров. Тем не менее, колодцы рыть можно, и такие работы уже проведены для двух парков Ынтымак, орошаемых подземными водами. Для более эффективного использования эта вода распределяется не по открытым арыкам, а через систему разбрызгивателей. Руководитель управления парков Бишкека Калича Омуралиева предполагает, что такой же метод можно внедрить во всех парках города, но важно использовать более качественное оборудование для полива.
Парки, реки и городская мобильность
Основная идея проекта «Көк Бишкек» — использовать реки и каналы в качестве основных каналов для пешеходов и велосипедистов. Экопояс Көк Бишкек представляет собой кольцо, опоясывающее город и соединяющее различные его сегменты и зеленые насаждения в одну систему. Идею очень поддержали участники, представляющие клубы бегунов и велосипедистов Бишкека. Они предложили использовать кольцо для организации марафонов и для регулярных ежедневных беговых тренировок. Бег вдоль реки имеет свои преимущества, поскольку вода приносит свежесть, а реки также служат каналами для движения свежего воздуха с гор. Реки прекрасно соединяются с близлежащими парками и ботаническими садами, где есть тропы, подходящие для бега и езды на велосипеде.
Чтобы берега рек и парковые тропы были пригодны для бега и езды на велосипеде, они должны соответствовать как минимум трем основным критериям. Прежде всего, они должны иметь соответствующее покрытие. Наиболее подходящее покрытие – асфальт. За последние несколько лет многие тротуары вдоль берегов рек были покрыты бетонной плиткой. Этот тип покрытия проблематичен, поскольку поверхность неровная, что затрудняет передвижение как бегунов, так и байкеров, а также потому, что плитка сама по себе очень твердая и может негативно влиять на колени бегунов. Второе условие – бесперебойный проход по реке. В настоящее время всякий раз, когда река пересекает дорогу, движение пешеходов останавливается, и в большинстве случаев возникает необходимость объезда, поскольку ближайший светофор или пешеходный переход могут находиться на расстоянии до 200 метров. Когда-то решение проблемы, популярное во многих городах мира, заключалось в создании подмостовых переходов, которые позволили бы пешеходам и байкерам переходить мост без остановки. Группа активистов, продвигающих велосипедное движение, уже разработала проектное предложение по созданию велосипедных дорожек, которые очень эффективно соединяли бы разные уголки города, и этот проект включал в себя берега рек. В этом проекте также был разработан подробный технический план создания подмостовых переходов. Это было сделано четыре года назад, проект был одобрен Главным архитекторским бюро, однако, поскольку не удалось собрать средства на реализацию проекта, он был отложен. Участники заявили, что будут рады вернуть проект к жизни и поделиться им с нами, если видение Кок Бишкек найдет административную и финансовую поддержку.
Участники, представляющие маломобильную группу, подчеркнули важность создания тропинок вдоль рек и в парках, инклюзивных для людей с любыми видами ограничений. В настоящее время существует множество мостов через реки и каналы, не имеющих пандусов; тропы имеют много резких перепадов уровней и без пандусов; а качество дорог на некоторых участках реки очень плохое. Кроме того, на некоторых берегах рек нет никаких барьеров безопасности между тропами и рекой, и слепые люди могут легко упасть с берегов реки, высота которых в некоторых местах может достигать 2 метров. Все эти сложности затрудняют, а зачастую и делают невозможным пользование реками и парками для людей с ограниченными возможностями. Участники отметили один очень важный момент: если мы сделаем дорожки пригодными для людей с ограниченной подвижностью, мы сделаем их пригодными для всех, включая мам с колясками, детей на велосипедах и пожилых людей.
Эти встречи с экспертами и государственными чиновниками, а также с различными группами, представляющими различные сообщества жителей города, а также опрос мнений жителей о реках и зеленых насаждениях Бишкека помогли нам добиться гораздо лучшего понимания вопроса и большого количества идей, на которые можно опираться. в наших рекомендациях. Помимо того, что говорили люди, вторая часть нашего проекта касалась пространственной инвентаризации синей и зеленой инфраструктуры города.
В разделе ниже мы суммируем основные рекомендации, разработанные в проекте на основе результатов социального опроса. Мы начнем с представления более широкой концептуальной концепции синих и зеленых зон города, а затем конкретных рекомендаций, необходимых для реализации этой концепции.
Концептуальное видение рек: Бишкекский эко-пояс
Наше видение называется «Көк-Бишкек – Синий и Зеленый Бишкек». Көк по-кыргызски может означать как синий, так и зеленый. В нашем долгосрочном видении это означает Көк Асман (голубое небо), Көк-Суу (голубые реки) и Көк-Терек (зеленые деревья).
Основой более масштабного концептуального видения рек проекта является так называемый Бишкекский Эко-Пояс. Он включает в себя ряд зеленых открытых пространств, соединенных пешеходными и велосипедными дорожками, идущими вдоль рек и каналов Бишкека. В настоящее время вся зелень, такая как Ботанический сад, различные парки, Карагачовая роща, а также аутентичные дикие зеленые насаждения существуют изолированно. Однако, как видно на схеме ниже, почти все они расположены рядом или в непосредственной близости от рек и каналов. Таким образом, реки и каналы могут стать инфраструктурными элементами, соединяющими их все вместе в одну экологическую сеть зелени и воды – двух основных экологических компонентов городской среды.
Создание общегородской экологической сети пространств особенно актуально в условиях острого экологического кризиса в Бишкеке: последние три года город стабильно входит в тройку городов с самым загрязненным воздухом. Бишкекский Эко-Пояс может стать основой более развитой сети пешеходных и велосипедных маршрутов, способных служить альтернативой автомобильному транспорту. Кроме того, Эко-Пояс может предоставить жителям города гораздо больше возможностей для отдыха и занятий спортом. Длина периметра Эко-пояса составит 26 км.
Одним из международных примеров, послуживших источником вдохновения для создания Бишкекского эко-пояса, стал проект «Atlanta Beltiline», в котором использовался бывший железнодорожный коридор и железнодорожные сервитуты вокруг центра города Атланта, штат Джорджия, США, для создания 22-мильной петли для пешеходы и велосипедисты. Проект был очень простым по своей концепции, но, тем не менее, он оказался очень успешным и привел ко всем видам новых событий, происходящих вдоль Поясной линии. Он имеет 5 открытых маршрутов и соединяет 7 общественных парков и 45 кварталов.
Как и «Атлантский пояс», «Бишкекский эко-пояс» может стать общегородским пространством для отдыха и общения, объединяющим жителей города из разных районов и разных социальных групп. Его простота, смелость и масштабность в масштабах всего города могут послужить основой, которая поможет найти финансирование для различных проектов меньшего масштаба, необходимых для реализации этого большого концептуального видения. Мы разработали еще несколько конкретных рекомендаций по реализации концепции Бишкекского Эко-Пояса.
Лоббирование экологического стока воды
Первая рекомендация – обеспечить стабильный сток воды в реках в теплое время года. Следующие два изображения показывают разницу в количестве воды в холодное и теплое время года.
Оба изображения прекрасно иллюстрируют, что в теплое время года обе реки пересыхают и не могут выполнять свои основные функции. Чтобы это исправить, городу следует лоббировать определенный минимальный объем воды в обеих реках круглый год. В настоящее время город не имеет права голоса в том, как распределяется вода вверх по течению, но важно, чтобы он выступал в качестве не менее важного участника за столом переговоров и лоббировал права горожан на воду. Еще одно возможное решение, предложенное бюро главного архитектора, — использовать существующие в настоящее время карьеры в качестве водоемов, которые собирают воду в зимнее время и выпускают ее в летнее время.
Непрерывный проезд пешеходов и велосипедистов вдоль рек
Мы предлагаем 14 мест вдоль рек, пересекающих основные дороги и где необходимы такие переходы, как показано на следующей карте. Проходы обозначены названиями улиц. Проходы можно создавать как на обоих, так и хотя бы на одном берегу реки.
На следующих изображениях представлена 3d-иллюстрация такого подмостового перехода на пересечении улицы Ааалы Токомбаева и реки Ала-Арча.
Это еще одна рекомендация по созданию бесперебойного прохода по рекам, которая также является одной из самых сложных с юридической точки зрения. Участки реки, которые в настоящее время перекрыты жилой или коммерческой недвижимостью, на следующей карте показаны красным цветом. Открытие проходов может потребовать принудительного сноса, если собственность была расширена до реки незаконно, а также судебных исков, если собственность была расширена на законных основаниях. По закону расстояние между рекой и любым имуществом должно быть не менее 6 метров. 78% респондентов опроса поддерживают идею расчистки проходов.
Поворот Ошского базара лицом к реке
Одним из основных перекрытых имуществом участков реки Ала-Арча является территория Ошского базара. Как показано на следующих изображениях, здесь нет тротуаров, а вид на реку также закрыт металлическими стенками торговых контейнеров.
Мы предлагаем открыть тротуары и повернуть базар лицом к реке, расположив вдоль тротуаров либо торговые ряды, либо кафе и рестораны. Вот несколько возможных дизайнерских решений таких переходов, предложенных нашим архитектором Медером Ахметовым.
Реабилитация поврежденных берегов и каскадных стенок
Реки Ала-Арча и Аламедин остро нуждаются в восстановлении поврежденных берегов и водоотводных стенок. Некоторые берега стали действительно опасными и могут поставить под угрозу безопасность людей. Это потребует значительных ресурсов, но это определенно является приоритетом.
Одним из возможных решений является использование габионной сетки, наполненной камнями. Сама сетка стоит не очень дорого, а камни можно собирать из самой реки. Мы видели ряд успешных примеров использования габионной сетки для обработки берегов рек в соседних крупных городах: Алматы и Ташкенте.
Озеленение берегов рек
Есть много участков как рек, так и каналов, озеленение которых было бы весьма полезно. Одним из примеров является участок реки Ала-Арча от Ааалы Токомбаева до улицы Ахунбаева. На западном берегу реки длиной 1,6 км нет ни одного дерева.
Следующие изображения показывают, как тротуары могут стать более зелеными. Еще один участок, где потребуется озеленение, — это Южный БЧК, если его превратить в пешеходную зону, как предлагалось ранее. Во многих местах, где нет грунтовой поверхности, можно расчистить небольшие участки земли для посадки деревьев.
Создание рекреационных и социальных якорей вдоль рек
Чтобы оживить пространство вдоль рек, мы предлагаем создавать небольшие общественные пространства различного назначения: от простых мест для отдыха со скамейками, как показано на следующем изображении.
Создание велосипедно-пешеходной зоны внутри Южного БЧК
Вторая рекомендация – создание велосипедно-пешеходного пространства внутри Южно-Чуйского канала. Этот канал был построен в советский период в южной части Бишкека с целью сбора воды из верховьев и распределения ее по городу. Однако по своему первоначальному назначению он никогда не использовался и всегда оставался пустым. Некоторые небольшие его участки заросли растениями, некоторые накопили мусор. Тем не менее, большинство его частей все еще в отличном состоянии. Его берега и пол выполнены из качественного бетона. Берега имеют форму буквы «L», нижняя часть которой имеет ширину примерно 1,5 метра и примерно на 15-20 см выше бетонного бассейна. По берегам мало деревьев.
Мы предлагаем использовать дорожки по двум сторонам канала как односторонние велосипедные дорожки, а пространство посередине между ними использовать как пешеходное пространство. Вход и выход из помещения будет осуществляться через ряд мостов с пандусами в канал.
Из-за своей удаленности канал привлекал множество уличных художников, и на нем сохранились очень интересные граффити, которые мы рекомендуем сохранить. Мы также рекомендуем поощрять дальнейшее использование стен канала в качестве фасадов для этого вида неформального паблик-арта.
Пространство в канале прекрасно подойдет как общественное пространство для отдыха различных групп населения: молодежи, пожилых людей, детей. Внутри канала не слышен городской шум, безопасно от движения транспорта, дети не убегут. Многоэтажные жилые дома рядом с каналом открывают вид на окрестности. Это также отличный путь для повышения мобильности, который позволит жителям южных микрорайонов ездить на велосипеде или дойти пешком до рек, которые затем соединят их с центральными частями города. Мы предлагаем создать несколько зон по длине канала: более активные, некоторые менее активные. Например, есть один участок, где канал шире, чем в других местах, и имеет открытое пространство с двумя дополнительными стенками внутри канала. Мы предлагаем использовать это пространство для создания молодежного скейт-парка.