Архитектура дворов в центре города

Бишкекские кубики

Эмиль Насритдинов, Отабек Нигматов, Сет Фиери и Дэвид Леопольд
В Бишкеке есть разные типы застройки и один из наиболее типичных и интересных морфологий городской ткани являются дворы “кубики” - дворы с периметральной 4-5-ти этажной застройкой, формирующей интересные закрытые пространства. В основном, такие дворы расположены в центре города. Именно в связи с тем, что дворы были закрыты, в 70-80-х годах у них сформировались свои уникальные неформальные названия. Несколько лет назад, наши студенты проводили исследования и сумели восстановить несколько из таких названий.
Имена дворов часто связывались с конкретными местными историями или с конкретными зданиями. Например, двор Три Богатыря обозначала двор с тремя жилыми башнями; Пьяный дом – жилой дом с экспериментальным волнообразным фасадом; Лысый – двор с тремя домами без балконов на фасадах. Несколько дворов были названы в честь магазинов на первом этаже здания, такие как Охотник, Спортовары, Тыщага (магазин «Тысяча мелочей»), Трикотажка (магазин трикотажных изделий), Женский (магазин женской одежды), Океан (рыбный магазин «Океан») и Торгашка (магазин «Торговый дом»); и несколько дворов были названы в честь других важных объектов: Дом Кино, Почтарик (почтовое отделение), Домодежка (дом одежды). Были и несколько «городов»: Москва, Бангкок и Урумчи; также несколько дворов имели специфические пространственные характеристики: Кубик, Треугольник и Яма; цвета: Белый, Черный и Розовый; и даже запахи: Вонючий.
Слово кубики хорошо отражает не только планировку дворов, но и архитектурную форму. За небольшими исключениями, такими как этот сталинский дом на проспекте Эркиндик построенный в классическом стиле с колоннами и балюстрадами …
Большинство квартирных домов имеют очень простую архитектуру - типовые серийные советские дома с повторяющейся планировкой. У архитекторов было очень мало пространства для творчества и единственное, в чем они могли поизощряться это была архитектура входов в подъезды, окон в лестничных клетках и балконов. Соответственно, можно наблюдать вариации в видах всех трех элементов зданий.
Начнем со входов. В советское время не было недостатка в бетоне и многие входы довольно массивны. В зависимости от наличия цокольного этажа может какая-то платформа с лестницей и также можно встретить еще и дополнительное подсобное помещение. Рядом со входом всегда ставились скамейки. Однако многие из них были срезаны в 90-е годы самими жителями, чтобы посторонние не приходили и не распивали спиртные напитки.

Интересным и часто используемым элементом входов были клумбы для цветов, кстати также выполненные из бетона. Формы козырьков могли быть были довольно модернистскими с особой простотой и изящностью. В сочетании с перпендикулярными плоскостями стен они создавали интересную игру света и тени. В других, игра теней создавалась за счет угловых впадин входов и угловых выступов платформ и лестниц.
Стенки были не только прямыми. Были и дуговые формы. Также архитекторы пытались играть и с формой скамеек. Модернистская эстетика следующего входа нарушается только классическим цветочным горшком, скорее всего установленным самими жителями. Ну и наконец были менее массивные входы, сделанные из простых металлических труб, решеток и изящных бетонных козырьков. В некоторых домах, жители, понимая важность роль входов как акцентов в довольно простых по форме домах, пытались еще больше их подчеркнуть и усилить, окрашивая их в яркие цвета.
Теперь, давайте рассмотрим вариации дизайна лестничных клеток. Сами клетки были одинаковые, но архитекторы пытались придумать окна разных форм. Например, здесь видим восьмиугольные окна, квадратные окна, расположенные в шахматном порядке и очень простые прямоугольные окна без претензии на дизайн.
Также есть более скульптурные формы со сглаженными углами и слегка утопленными окнами, с вертикальными панелями, с бетонными панелями стилизованными под традиционный кыргызский орнамент, и просто большими стеклянными панелями.
Следующая тема – балконы. Один из наиболее интересных вариантов – балконы со скошенным и сглаженным углом, ажурной решеткой из металлических колец и красивой металлической цветочницей. К сожалению, в пост-советское время почти все жители решили закрыть балконы окнами и они потеряли свою изначальную пластику и выглядят довольно уродливо.
Другое интересное решение – балконы с выпуклыми окошками Есть несколько домов-исключений – с индивидуальным несерийным проектированием, в которых у архитекторов было немного больше свободы в проектировании и получались менее стандартные дизайн-решения, как в случае с этими полукруглыми балконами.
В более старых домах, балконы имеют очень простую форму и ограждения из решетки и на сегодняшний день придают домам свой оригинальный колорит и реальное ощущение времени.
В связи с периметральной застройкой дворов, в них всегда можно увидеть интересные островки света, особенно в утреннее и вечернее время, сильно контрастирующие с тенями от домов на другой стороне двора. Именно в такое время дворы становятся очень живописными. Деревья дополняют артистичности своими сложными формами и паутиной веток. Интересные световые сюжеты возникают и в пробелах между зданиями.
Также интересно посмотреть на наполнение дворов. В кубиках можно увидеть много замечательных элементов. Одними из самых уникальных и напоминающих о советском прошлом города являются входы в бомбоубежища. Во времена холодной войны и угрозы бомбежки, под землей строился параллельный город со сложной системой подземных пространств, соединенных друг с другом сложной системой переходов. Догадаться о том, что под землей есть другое пространство можно только увидев входы и вентиляционные шахты. Вот несколько входов:
А вот различные формы вентиляционных шахт:
Помимо подземных сооружений, которые возможно использовались местными жителями как погреба, были и наземные помещения для хранения вещей и продуктов. Некоторые из них сохранились в хорошей форме и по сей день. Хотя некоторые уже заброшены и выглядят как руины в центре города.
В таких помещениях были погреба, где жители хранили картошку, яблоки и свою консервацию. Учитывая, что серийные квартиры были очень маленькими по площади (от 35м2в двухкомнатной квартире), такие помещения были очень важны.

Очень скульптурными являются и некоторые детские площадки, также сделанные из бетона и представляющие из себя полу-фольклорное советское творчество. Часто в них присутствуют советские мотивы «прогресса» или «космических путешествий», например, элементы детской площадки в форме ракет. Между архитекторами и жителями возникало неформальное сотрудничество как протест против модернизма и советского конформизма. Архитекторы нашли способы придать внешнему виду каждого двора немного неповторимости. Жители добавляли цветочные горшки, выкрашивали входы в яркие цвета, интересным образом ограждали балконы и переоборудовали помещения под другие виды пользования. Человеческая природа ценит последовательность в дизайне, но также жаждет разнообразия в поисках поддержки идентичности. «Я из Вонючки" давало гораздо большее удовлетворения, чем «Я из двора № 42».

Луи-Филипп Кампо на основе архивных исследований здесь, в Бишкеке, показывает, что советские власти довольно сильно пытались вовлечь жителей в уход за собственным двором, но возникала определенная напряженность, поскольку многие жители ожидали, что государство само должно заботится об этом. Таким образом, индивидуальное освоение двора на самом деле было задумано советскими градостроителями - однако сегодня интересно наблюдать, как жители используют двор для своих собственных целей, которые могут существенно выходить за рамки видения проектировщиков.
Например, житель одного из дворов сделал гараж для своего автомобиля, который он поднимал с балкона своей квартиры на 2-м этаже с помощью лебедки. В прошлом у него быда маленькая машина и этот гараж-калпак полностью закрывал ее. Сейчас его машина больше и данное сооружение уже не опускается, а работает только в качестве навеса.

Во дворах можно найти много других элементов прошлого, например автомобиль Жигули или вывеска детского дворового клуба "Три мушкетера".
Как видно из фотографий, состояние дворов и их элементов довольно печальное. Оно говорит о какой-то отчужденности горожан от общественного пространства, о том, что трагедия и бардак 90-х так и не был преодолены и жители так и не смогли восстановить свои дворы как важные социальные пространства – ту основную функцию, которые дворы несли в советский период, объединяя горожан в настоящие сообщества.
Made on
Tilda