О новых пространствах и дизайне мечетей в Бишкеке, Ташкенте и Алматы

Пост-светские города Центральной Азии

Эмиль Насритдинов
В исследовании принимали участие студенты АУЦА: Нуржан Бекен кызы, Ольга Поташова, Айдин Турганбеков, Салтанат Намазбекова и Жыпара Кадыракунова.
Исследование было проведено при поддержке Исследовательского гранта для преподавателей (FRG) и Тянь-Шаньского аналитического центра (ТАЦ) Американского Университета Центральной Азии, а также Сети университетов института открытого общества.

Пять часов утра, 9-й микрорайон города Бишкек, построенный еще в советское время, еще спит, осенний воздух уже остужается после жаркого лета, но окна квартир в 4-этажных 104-ках все еще открыты. Вдруг, эта первозданная ночная тишина нарушается резким, слегка скрипящим звуком микрофона, исходящим из парка Ата-Тюрк (в прошлом Парк Дружбы): «Аллаху акбар, Аллаху акбар!» Это первые строчки азана, призыва к молитве, летящие из громкоговорителя на верхушке минарета мечети Тойиба, построенной в начале 2000-х годов на средства от арабского фонда. Собаки на районе начинают подвывать вслед за микрофоном. Азан читает Абдукадыр шейх – бывший воин-интернационалист, десантник, воевавший за Советский Союз в Афганистане в 80-х годах, у которого за спиной 167 прыжков с парашютом. В молодости он возможно стрелял в Афганских маджахедов, а теперь сам ничем не отличается от них внешним видом: в длинной мусульманской одежде и с бородой, он гордится тем, как он читает азан: громко, нараспев, с переливами. Тыныбек байке, пожилой человек в своих заслуженных 60-х, просыпается в своей кровати, пытаясь понять, что происходит, потом сочно матерится, встает, чтобы закрыть форточку и с гневным «Как они достали! Сколько можно?!» ложится обратно, закрыв голову одеялом, чтобы не слышать завершение азана. Его соседа, молодожена Кайрата, разбудить не так просто. Супруга Аиша, трясет его за плечо: «Вставай, уже азан, тебе пора в мечеть». Они спят на полу, следуя мусульманской и кыргызской традициям. Кайрат переворачивается на своем тошоке, садится на постели, протирает глаза и подняв руки, обращается к Аллаху с дуа. Затем встает с постели, делает омовение, одевается и идет на утреннюю молитву в мечеть. Аиша встает сразу после Кайрата и читает свой утренний намаз в доме.
Данная мизансцена располагает четырех случайных персонажей в нашем сюжете о новой роли мечетей в городах трех республик Центральной Азии: Бишкеке, столице Кыргызстана, Ташкенте, столице Узбекистана и Алматы, бывшей столице Казахстана.
Из трех городов, только у Ташкента есть досоветская исламская история. Бишкек и Алматы же были основаны как колониальные российские города и все три города позже были застроены как типичные столицы социалистических республик Советского Союза. В Бишкеке и Алматы в поздний советский период было всего по одной мечети, в то время как в Ташкенте мечетей было больше, но не все из них на то время использовались по назначению.

За три десятилетия после обретения независимости государствами Центральной Азии, количество мечетей в трех столицах существенно увеличилось. Ислам стал важной частью новой городской среды: минареты и купола новых мечетей, азан, хиджабы, бороды, сунноты, магазины мусульманских товаров и надписи «Халал» на вывесках кафе и закусочных стали неотъемлемой частью современного городского пейзажа. Траектории изменений подобного рода в трех столицах неоднородны, как в географических, так и во временных рамках и присутствие ислама на улицах Бишкека, Ташкента и Алматы, довольно сильно разнится. Данная статья ставит своей целью исследовать как общие тренды в изменении городских образов трех городов, так и существующие между ними различия. Основной фокус статьи – на архитектуре, дизайне и планировке новых (а в случае Ташкента и старых) мечетей и их роли в формировании современной городской культуры и общественной жизни.
Статья основана на результатах исследования, проведенного совместно со студентами Американского Университета Центральной Азии в 2023-м году. Главным полем для сбора материала был город Бишкек, где совместно со студентами мы посещали мечети и проводили интервью с имамами или прихожанами 2-3 раза в месяц на протяжении одного семестра. Материал в Ташкенте и Алматы был собран во время насыщенных краткосрочных 4-дневных поездок, в которых мы активно посещали мечети и также проводили интервью с имамами. В процессе исследования, было собрано большое количество фотографий и историй.
Одним из главных вопросов в рамках визуального анализа был вопрос стиля. Нам было интересно в каком стиле строятся новые мечети, какие внешние географические влияния можно выявить и есть ли какие-то новые уникальные Центрально-Азиатские или специфические кыргызские, узбекские и казахские стили архитектуры и дизайна интерьеров. Кроме того, нам было важно понять как мечети воспринимаются жителями этих городов и какое влияние они оказывают на социальную и культурную среду города. Краткая зарисовка утреннего азана в Бишкеке показывает довольно неоднозначную и сложную картину восприятия мечетей в городе со все еще очень сильным влиянием советского атеистического прошлого.

Статья структурирована следующим образом: читателям представлены индивидуальные описания мечетей в трех городах, а затем дискуссия на основе сравнительного анализа между тремя городами. Фокус на стиле подразумевает большое количество визуального материала, соответственно, статья включает много фотографий, а также несколько рисунков, сделанных Ольгой Поташовой и Эмилем Насритдиновым
Три столицы
Выберите город для ознакомления
Город с самым большим количеством мечетей на душу населения
Ташкент
Многовековая исламская история и традиция строительства мечетей
Алматы
Самый светский из трех городов
Сравнительный анализ, выводы и заключения
Сравнив мечети в трех городах Центральной Азии: Бишкеке, Ташкенте и Алматы, можно сделать выводы по нескольким основным темам...
Бишкек
Город с самым большим количеством мечетей на душу населения
Город Бишкек расположен в Чуйской долине на северном подножии Тянь-Шаньских гор, между двумя реками Аламедин и Ала-Арча. Много веков назад здесь находилось древнее поселение Джуль, а в 1820-х годах была построена Кокандская крепость Пишпек. Крепость служила форт-постом для представителей администрации Кокандского ханства, которые собирали налоги с местных кочевых кыргызских племен. В 1865-м года крепость была уничтожена российской царской армией, а на ее месте был основан новый город с тем же названием, который вскоре стал центром царской администрации. Основным населением города были русские переселенцы, но также было много представителей и других национальностей. В городе было три церкви и одна мечеть. Мечеть была построенная богатым татарским купцом. В советское время город был переименован во Фрунзе и основную его часть на протяжении почти всего столетия составляли этнические русские. Старая мечеть была снесена и на ее месте построен современный Театр оперы и балета. Уже позже была построена еще одна мечеть на пересечении улиц Гоголя и Московской. Она представляла из себя маленькое помещение, в котором даже на пятничный намаз собиралось всего 10-15 человек, в основном старики.
Старая центральная мечеть
Ул. Гоголя 55
Старая центральная мечеть города Бишкек
Когда Советский Союз распался, Фрунзе стал столицей независимого Кыргызстана и был переименован в Бишкек. Единственная мечеть была преобразована. Автором нового проекта стал архитектор реставратор Джумамедель Иманкулов. Старое помещение было сохранено, а в основу нового корпуса был заложен прямоугольный план; был построен довольно высокий центральный купол, минарет и большой открытый внутренний двор с прилежащим дополнительным зданием для молитв. В дизайне фасада присутствуют декоративные элементы из белого кирпича и бетона, довольно грубые по своей форме и эстетике, но отражающие попытку какой-то новой стилизации. Мечеть была построена в середине 90-х, стала называться Центральной мечетью и превратилась в главный пункт притяжения мусульман города Бишкек. Близлежащие здания были преобразованы в Кыргызский Исламский Университет и Духовное управление мусульман Кыргызстана. Мечеть была построена при поддержке местного мецената. Сегодня есть большой интерес и финансовые ресурсы из арабских стран для сноса существующей и строительства новой более объёмной, красивой и дорогой мечети на данном месте. Однако, меценат, построивший мечеть не дает на это разрешение, так как она была построена в честь его мамы. Мнения жителей и прихожан разделились: одни хотят новую мечеть с хорошими условиями, других же связывают с этой мечетью очень много воспоминаний, и они не хотят изменений. Центральное помещение мечети было отреставрировано и выглядит очень репрезентабельно, однако помещение для женщин остается в плачевном состоянии и даже не отапливается в зимний период. Девушки участницы проекта были очень неприятно удивлены разницей в том как относится к мужскому и женскому помещениям администрация мечети и посчитали это несправедливым. Сегодня эта мечеть уже не является центральной, так как была построена новая центральная мечеть, но тем не менее, она остается очень важной для практикующих мусульман города.
Новая центральная мечеть Имама Мухаммада ас-Сарахси
Проспект Жибек Жолу 264
Вид на центральную мечеть со стороны Кузнечной Крепости, рисунок на планшете, Эмиль Насритдинов
Новая центральная мечеть имеет свою занимательную историю. Она построена на территории бывшего кинотеатра Иссык-Куль, который в свою очередь был построен на территории кладбища в 1959-м году. Это выявляет интересную динамику: если в советское время, первая мечеть была снесена для возведения театра оперы и балета, то в постсоветский период кинотеатр был снесен для возведения мечети, что много говорит о смене ценностных ориентиров. Снос кинотеатра не вызвал большого возмущения жителей так как на момент сноса он уже находился в плачевном состоянии и не пользовался популярностью. На строительство новой мечети был объявлен архитектурный конкурс, в котором участвовало большое количество архитекторов и архитектурных компаний. В конкурсе победил местный архитектурный проект с интересным дизайном и планом мечети, напоминающем форму полумесяца. Однако, когда дело дошло до строительства, оказалось, что у города и у муфтията нет средств для выполнения проекта. Мечеть согласилось построить Турецкое правительство, но с одним условием: что они построят ее в традиционном турецком стиле. Мэрия города согласилась, и сейчас центральная мечеть города Бишкек выглядит как типичная турецкая мечеть османского периода: есть высокий основной купол, поддерживающийся серией полукуполов меньшего размера, есть четыре высоких изящных минарета и внутренний двор, обрамленный двухэтажными помещениями и навесами с арками. Интерьер также укращен в традиционном турецком стиле. Мечеть названа в честь уважаемого Центрально-Азиатского ученого 11-го века Имама Мухаммада ас-Сарахси.
Центральная мечеть Имама Мухаммада ас-Сарахси, Бишкек
4K Timelapse Video
Мечеть Абдулкерим Сатук Бугра-Хан
Университет Манас, ул. Тыналиева 38, Джал
Рассвет, мечеть Абдулкерим Сатук Бугра-Хан, цифровая графика Эмиля Насритдинова
Еще одна мечеть, возведенная Турецким правительством в Бишкеке в похожем стиле, правда меньшего размера и только с двумя минаретами, находится на территории Кыргызско-Турецкого Университета Манас. Вместе, эти две мечети представляют очень интересный городской феномен, когда чужие для Кыргызстана архитектурные формы становятся частью городского ландшафта, потому что у города отсутствуют свои ресурсы и в дело включается геополитические интересы: турецкое правительство хочет усилить свое влияние в регионе и архитектура становится удобным инструментом так как турецкий архитектурный стиль строительства мечетей легко узнаваем. Интересно, что бишкекские мусульмане часто использую термин "турецкие мечети" в отношении к ним, но при этом без каких-либо негативных оттенков в тоне. Наоборот, будучи масштабными и красивыми, они вызывают у прихожан восхищение.
Мечеть на территории Университета Манас
Мечеть Абу Бакр ас-Сыдык
Улица Куренкеева 37/1
Более «локальной» для Кыргызстана является мечеть Абу Бакр ас-Сыдык, построенная на территории района, неформально называемого «махалля». Махалля происходит от арабского слова «махол» (среда) и относится к городским территориям с определенными границами в которых сформировалось сообщество со своей уникальной идентичностью. Махалли более распространены среди узбекского населения на юге Кыргызстана. В Бишкеке же данная территория также получила неформальное название «махалля», как раз потому что здесь проживало много этнических узбеков. Они и построили мечеть в традиционном узбекском стиле, с активным использованием элементов из дерева, с беседкой и верандой, где аксакалы могут сидеть после намаза, пить чай и общаться. Мечеть была построена на территории частного дома и с двух сторон была зажата также частными домами. В 2010-х годах, местные спонсоры помогли выкупить один из соседних участков и на его территории построить новую двухэтажную мечеть, значительно отличающуюся от первой по архитектуре и дизайну. Новая мечеть отделана камнем и имеет большое количество декоративных элементов в фасаде, сделанных в традиционном узбекском стиле тимуридского периода. Интерьер также богато украшен росписью и лепниной в теплых бежевых и коричневых тонах. На второй этаж ведут резные деревянные лестницы. Узбеки в Центральной Азии известны не только своим архитектурным и дизайнерским мастерством, но и умением заботиться о своих домах и мечетях. Мечеть Абу Бакр ас-Сыдык всегда находится в идеальной чистоте и это единственная мечеть, где в даараткане даже есть полотенца: отдельно для рук и ног. Полотенца используются всего один раз и потом бросаются в корзину для стирки и сушки.
Здание старой мечети сейчас используется как медресе, где проживают и обучаются студенты. С тех пор как была построена мечеть, вокруг нее стало формироваться свое религиозное сообщество. Строительство новой мечети сделало территорию района очень популярной среди мусульман и сейчас здесь выкупают дома и заселяются много представителей других этнических групп мусульман: кыргызы, уйгуры, дунгане, турки, дагестанцы и т.д., в связи с чем мечеть приобрела неформальный статус русскоязычной мечети. Стоимость собственности значительно увеличилась, ее покупают более зажиточные мусульмане, которые зачастую строят новые дома на месте старых и обветшалых. Это изменяет архитектурный облик и общий вайб всей территории, а после того, как мэрия города заменило асфальтовое полотно дорог и тротуаров, район выглядит очень престижно. Эта история наглядно иллюстрирует как мечеть изменила физический, культурный и социальный облик городской территории.
Мечети возле рынка Мадина
Уйгурские мечети: на рынке Мадина и махалле Токольдош
Интерьер мечети на территории рынка Мадина
Еще одной этнической группой с уникальной мусульманской культурой являются уйгуры. Уйгурская диаспора формировалась в Кыргызстане с середины 19-го века впоследствии миграции этнических уйгуров и других групп с территории провинции Сынь-Цзянь в результате конфликтов и репрессий со стороны китайского правительства. На территории Бишкека, уйгуры поселялись в компактных поселениях, также неформально называвшихся махаллями. Две наиболее известные уйгурские советские махалли были Карпинка и Токольдош в восточной части города. Помимо уйгуров там проживало много других этнических групп, но благодаря большому количеству уйгуров у этих районов сформировалась репутация уйгурских. Здесь же находится и рынок Мадина, где большинство торговцев – этнические уйгуры, торгующие тканями из Китая. Здесь на рынке был построена уникальная мечеть, которая находится на втором этаже, поверх основных торговых рядов рынка. В здании нет купола, но есть довольно сложная конструкция потолка из восьми поперечных пролетов, держащихся на боковых стенах и двух рядах внутренних колон. Потолок в каждом отдельном пролете имеет форму арки и украшен прямоугольными углублениями, а стены в пролетах задрапированы занавесками. Основные посетители мечети – торговцы, работающие на рынке.
Недалеко от рынка Мадина находится еще одна уйгурская мечеть – Тливай. Она меньше по площади чем мечеть на рынке, отделана камнем и имеет красивый позолоченный купол и один минарет. Купол носит декоративный характер, так как внутри помещения, потолок плоский. Окна и михрабы в мечети сделаны в форме остроконечных арок. Количество декораций не так велико, как в узбекской мечети, но орнаменты подобраны со вкусом в монохромной бежево-коричневой цветовой гамме. Пространство для женщин в обеих мечетях отделено легкими передвигающимися ширмами.
Дунганская мечеть Ихлас
Самарский переулок 10а
Старая резная дверь мечети Ихлас
Третья «этническая» мечеть в Бишкеке, которую хочется описать, это дунганская мечеть Ихлас, расположенная в частной застройке на северном берегу Большого Чуйского Канала (БЧК). История миграции дунган в Кыргызстан во многом похожа на историю миграции уйгуров. Дунгане считают себя потомками сахабов (сподвижников Пророка Мухаммада (сав)) – арабов, женившихся на китаянках еще в 7-м веке нашей эры. Дунганский язык близок к китайскому и репрессии со стороны китайского правительства по отношению к ним были не такие суровые, как по отношению к уйгурам, но тем не менее достаточно серьезные, чтобы вызвать несколько волн миграции в Центральную Азию в 18-м и 19-м вв. У дунган выработался свой стиль строительства и украшения мечетей. Дунганские мастера также как и узбеки используют много дерева[1], однако интерьеры в целом намного проще и менее вычурны. Одним из самых интересных элементов мечети Ихлас является главный вход, выложенный из белого и красного кирпича с тремя входами, балконом и тремя башнями. Войдя в мечеть, посетитель попадает в уютный внутренний дворик, обрамленный помещениями для омовения и комнатами для студентов медресе, деревянным навесом с топчанами для общения и столами для ифтара, и деревянным крыльцом самого здания мечети. По легким металлическим конструкциям в середине двора тянется вверх виноградник, дающий не только плоды, но и тень в жаркий день. Деревянные элементы во дворе и уже постаревшие резные двери в мечеть выкрашены в синий, голубой и белые цвета. Интерьер мечети простой, практически без декораций, есть две комнаты, только одна из которых (поменьше) используется в зимнее время в целях экономии при отоплении. Потолок в основном помещении хотя и без каких-либо декораций, тем не менее имеет внутренний свод купола. В дополнительном помещении, потолок более сложный – из дерева и листов фанеры. Если дунганские мечети уступают узбекским и уйгурским в декорациях, то они вполне компенсируют это очень активной социальной жизнью. Мечеть для дунган – это очень важный центр социализации мужского населения. В дунганских мечетях редко бывают помещения для женщин, но мужчины там проводят много времени в совместном поклонении, чаепитиях, беседах и иногда даже занятиях спортом[2]. Особенно сильно мечети активизируются во время месяца рамадана, когда каждый день одна дунганская семья берет на себя приготовление пищи на ифтар и почти все соседи приходят разговеться и поужинать в мечети.
[1] Одним из самых значимых памятников архитектуры Кыргызстана является деревянная дунганская мечеть в городе Кара-Кол, построенная без единого гвоздя.
[2] В одной из дунганских мечетей в селе Александровка есть даже закрытый спортивный комплекс.
Мы рассмотрели мечети, расположенные в районах с компактным проживанием узбеков, уйгуров и дунган, представляющих этнические меньшинства города. Кроме того, в Бишкеке много территорий, которые заселены почти однородно этническими кыргызами и в большей степени расположенных ближе к городской периферии. Их называют «новостройками»; они сформировались в постсоветское время, когда поля вокруг города трансформировались в жилые территории и продавались внутренним мигрантам, приехавшим в Бишкек из других регионов Кыргызстана. На новых строящихся жилых кварталах было легче и дешевле найти территорию под культовые сооружения и поэтому очень большое количество мечетей было построено именно в таких новостройках.
Мечеть Хулифа аль-Рашидин
Ак-Нур 3/651, жилмассив Ак-Ордо
Купол и минарет мечети Хулифа аль-Рашидин
Мечеть Хулифа аль-Рашидин располагается в новостройке Ак-Ордо, в западной части города. Оно представляет из себя одноэтажное здание на высоком фундаменте с основным залом для молитв и двух комнат по разные стороны от вестибюля: одна из них – для имама. Декорации в интерьере практически отсутствуют, за исключением ленты кыргызского орнамента вокруг надписей «Аллах» и «Мухаммад» написанных арабскими буквами по две стороны от михраба. Стены выкрашены в простой белый цвет и только по нижнему краю стены, по всему ее периметру идет зеленая полоса высотой в 80 см и таким же цветом выкрашен сам михраб. У мечети есть декоративный купол и небольшой минарет, сваренные из металлических листов, краска на которых скорее всего еще не обновлялась со времени постройки. Соответственно, купол, минарет и сама крыша выглядят обветшало и неухоженно. Примерно также выглядит и сам двор мечети. Такое отношение присуще многим мечетям в новостройках: в них нет такого заботливого отношения к зданию и территории как у узбеков, уйгуров и дунган. Однако, это не означает, что мечети не посещаются. Зачастую наоборот, местный жамаат в мечети даже более активен и мечети выполняют свою основную функцию как места поклонения очень хорошо. В связи с тем, что городская администрация, продававшая землю в новостройках, пыталась заработать как можно больше, на их территориях почти не осталось свободной земли для общественных мест, парков, детских площадок и детям зачастую просто негде играть. При таких обстоятельствах, именно мечети частично берут на себя эту роль. Например, в мечети Хулифа аль-Рашидин, дети каждый день приходят в мечеть поиграть в футбол под навесом. Нам показалось, что мечети обладают хорошим потенциалом как альтернативные городские общественные пространства.
Многие мечети в городе Бишкек (такие как Хулифа аль-Рашидин) похожи друг на друга по архитектурному решению и дизайну. Частично это связано с тем, что большинство из них строятся на средства от фондов из Саудовской Аравии и Кувейта. Если турки видят строительство мечетей как возможность укрепить геополитический проект пантюркизма и поэтому строят в турецком стиле, то у арабов таких амбиций нет. Арабские фонды, начиная с 90-х годов, старались построить как можно больше мечетей по всему Кыргызстану. Поэтому, многие мечети строились почти под копирку с уже существующих архитектурных проектов и с минимальными затратами на декорации. За три десятилетия было построено более 4-х тысяч мечетей по всей стране и теперь, арабские фонды также очень много средства тратят на строительство школ, поликлиник и городков для малоимущих. Причем после того, как все эти объекты (включая мечети) введены в эксплуатацию, доноры отстраняются и никак не вмешиваются в их дальнейшую деятельность. Зачастую, ничего кроме небольшой таблички на стене не напоминает о том, кем было построено данное типовое здание. Одна мечеть, однако, очень сильно выделяется на фоне других мечетей города. Она называется Мечеть Шахидов 7-го апреля и располагается в 7-м микрорайоне.
Мечеть Шахидов 7-го апреля
7-й микрорайон 16Б/3
7-й микрорайон – один из 12-ти спальных районов, расположенных в южной части города и застроенных типичной советской жилой застройкой разных периодов. Данная мечеть известна как проект экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. Атамбаев пришел к власти в 2011-м году – через год после революции 7-го апреля 2010 года, свергнувшей президента Курманбека Бакиева и унесшей жизни 83-х человек, сражавшихся на стороне протестующих. Став президентом, Атамбаев сделал многое, чтобы героизировать революцию: он назвал всех погибших шахидами (мучениками), построил им памятник на центральной площади города, выбил их имена на табличках, прикрепленных к дому правительства и наконец построил новую мечеть и назвал ее в честь них. Мечеть была построена на территории, принадлежащей лично Атамбаеву, с уже существующей (не так давно построенной) типичной Бишкекской мечетью, здание которой было снесено полностью. Деньги на строительство были выделены самим президентом и президентским Фондом Ыйман. Данный фонд был создан Атамбаевым для консолидации средств, поступающих в Кыргызстан из мусульманских стран и их более стратегического использования. Например, на деньги из этого фонда выдавалась заработная плата имамам в мечетях. Отношения самого Атамбаева с исламом были неоднозначны. С одной стороны, его речи всегда были наполнены религиозными терминами и взываниями к Аллаху, он не боялся вставать на защиту религиозных групп, которые запрещались в других странах Центральной Азии. С другой, он сам не был известен религиозным образом жизни и часто критиковал определенные мусульманские каноны, как например хиджаб и длинные одеяния для женщин и мужчин. Атамбаев был всегда защитником более современной интерпретации ислама и в его версии, мусульмане должны были одеваться современно. Видимо поэтому его подход к строительству мечети также был не совсем традиционным. Он выбрал дизайн, который очень отличался от привычных образов, ассоциирующихся с мечетями в Центральной Азии. Внешне, дизайн мечети следует модернистским канонам – с большими правильными геометрическими формами и отсутствием деталей. Главное здание мечети возведено в три этажа в форме правильного куба по образу Каабы в Мекке. С трех сторон, фасады украшены большими арками с витражом на все три этажа. Здание стоит во дворе, обрамленным вспомогательными помещениями. Важным и не менее модернистским элементом является минарет высотой в 34.5 метра, квадратный в сечении, с открытой площадкой на вершине. Это очень необычный и интересный для Кыргызстана выбор стиля, однако существует несоответствие между внешним и внутренним видами мечети: интерьер богато украшен, однако намного более традиционен чем её фасад и совсем не подходит под модернистский стиль.
Мечеть располагается в самом сердце спальных районов города, с большим количеством населения, а также рядом с одним из главных рынков города – Ортосайским базаром. Соответственно, мечеть очень хорошо посещается, как во время ежедневных, так и в пятничных намазов (молитв). В микрорайонах проживает много русскоязычного населения города и мечеть также носит репутацию одной из немногих русскоязычных мечетей. Ежедневный таалим (урок) здесь проводится параллельно на двух языках: кыргызском и русском.
Намазкана "Ахунбаева 11"
Ул. Ахунбаевва 11
Аяты из Священного Корана на стене намазканы
Ну и в завершении, я представлю еще одну мечеть, вернее не мечеть, а намазкану (молитвенную комнату), расположенную в 2-х километрах от мечети 7-го апреля. У нее нет официального названия, а неформально она называется «Ахунбаева 11» – по названию адреса, где она располагается. Это одна из самых первых молитвенных помещений, построенных в Бишкеке еще в 90-е годы на территории частного дома, хозяин которого просто отдал часть своих помещений под намазкану. В своё время она была одной из всего трех-четырех мечетей, где совершался намаз. Помещение представляет из себя две очень маленькие комнаты, к которым можно пройти через очень узкий проход, который также ведет к одному туалету и маленькой узкой даараткане с двумя краниками для воды. Намазкана находится на территории частной жилой застройки района с неформальным названием «жилой». Жамаат в этой намазкане небольшой, но активный и также известен как русскоязычный.
Прихожанин, который читал намаз в этой мечети почти с самого ее основания, рассказывает, как в то время, когда не было других больших мечетей рядом они делали гашт (обход территории с целью приглашение мусульман в мечеть) на соседних территориях и просили у Аллаха, чтобы здесь были возведены новые мечети. По его рассказу, Аллах принял их молитвы и сегодня уже две большие жума мечети были построены: одна это мечеть 7-го апреля и другая – мечеть Коргонбек уулу Сайид молдо на кольце Ахунбаевой и Алмаатинской улиц. Несмотря на то, что не так далеко есть эти большие мечети, жамаат в намазкане остается верен ей и каждый день здесь проходят ежедневные молитвы, читается таалим (урок) и проводится машвара (собрание).
В данной секции мы рассмотрели девять мечетей в городе Бишкек, которые показывают, что современная исламская архитектура города очень разнообразна и эклектична. Разнообразие случается за счет внешних влияний (например турецким), за счет местных этнических культур (кыргызов, узбеков, дунган, уйгур и др.), и под влиянием индивидуального видения таких лидеров как экс-президент Алмазбек Атамбаев, В следующей секции мы рассмотрим, как строятся мечети в столице Узбекистана Ташкенте.
Ташкент
Многовековая исламская история и традиция строительства мечетей
Первый раз я попал в Ташкент в 1980-м году, когда мне было 6 лет и отец взял меня туда в командировку и там я первый раз попробовал пепси-колу. Позже, в постсоветское время, Ташкент у меня всегда ассоциировался с Исламом Каримовым и репрессиями в отношении мусульман. Мой второй и третий визит в 2022-м и 2023-м годах существенно изменили это восприятие. Город оставил приятное впечатление. Вместе со студентами мы посетили большое количество мечетей и были удивлены насколько изменилась ситуация в отношении религии при президентстве Шавката Мирзояева. Даже во время ежедневных пятикратных молитв, большие пятничные мечети заполнялись почти наполовину, а на улицах города можно было увидеть много женщин и девушек в хиджабе. Наш визит в Ташкент длился всего четыре дня и у нас не было возможности глубоко погрузиться в поле, как в Бишкеке, но тем не менее мы собрали много интересного материала, которым хотим поделиться в этой секции.

Медресе Кукельдош, Ташкент

В отличие от Бишкека и Алматы, в Ташкенте есть свое уникальное исламское архитектурное наследие ведь возраст Ташкента больше трех тысяч лет. Хотя большинство мечетей и медресе были уничтожены в советское время, многое и сохранилось. Историческим центром города с 9-го века и на протяжении почти тысячелетия считалась площадь Чорсу, к которой стекались дороги из всех ворот города и к которой прилагал базар, лавки ремесленников и жилые кварталы махаллей. В 16-м веке на площади было построено кирпичное двухэтажное медресе Кукельдош, сохранившееся до наших дней. Главные элементы симметричного фасада медресе – остроугольные арки и башни с куполами. Фасад украшен цветным кирпичом и мозаикой с аятами из Корана и орнаментами из геометрических и растительных мотивов. У медресе красивый внутренний двор, обрамленный помещениями с такими же остроугольным арками.
Мечеть имени Ходжы Ахрора Валия
Улица Самарканд Дарвоза 1/1
Купол мечети имени Ходжы Ахрора Валия
Рядом с медресе находится старейшая мечеть города – мечеть имени Ходжы Ахрора Валия – известного суфийского шейха 15-го века, чьей родиной был Ташкент. Ее главное здание раньше имело форму куба (по образу священной каабы), но было снесено во время реставрации в 1990-х и вместо него было возведено прямоугольной сооружение с тремя блоками увенчанными тремя высокими куполами. Купола формируют симметричный фасад мечети и четко прочитываются в её интерьере. Именно купола являются самыми важными и самыми интересными архитектурными и декоративными элементами. Они имеют четыре основы: прямоугольная база, на ней восьмиугольное основание, затем еще одно восьмиугольное основание сдвинутое на 22,5 градуса, и наконец круглая основа с верхней окружностью меньше нижней. На основах – стены с 20-ю окнами и уже на них сам купол, расписанный с большим количеством деталей. Во дворе мечети находятся зеленые полосы с деревьями. Мы посетили эту мечеть во время пятничного намаза и видели, что многие прихожане стелили свои коврики на траве под деревьями.
Мечеть Мойи Мубарак Уккоша
Жилмассив Чорсу, 13Б/1
Центральный зал мечети
Рядом с площадью Чорсу есть еще одна уникальная историческая мечеть – Мойи Мубарак Уккоша. Название мечети состоит из двух важных частей: Мойи Мубарак относится к волосу пророка Мухаммада (САВ), который хранился в мечети до начала 20-го века и Уккоша – имени Уккошы ибн-Ихсана – сахабы (сподвижника пророка Мухаммада (САВ)), чье тело считается захороненным на территории мечети рядом со священным источником. Мечеть также изначально состояла из двух отдельных зданий, разделенных двором, который позже был накрыт крышей (держащейся на резных колоннах с непрерывно полосой окон под потолком, дающих приятный свет этому соединяющему пространству) и стал частью интерьера мечети. Размер этой мечети намного меньше предыдущей, она носила служила нуждам махали, но также принимала большое количество паломников стремящихся увидеть волос Пророка (САВ), посетить могилу Уккоши и выпить воды из священного источника. Стены изначальной мечети очень толстые, шириной около одного метра. Изящные колонны, вырезанные из дерева, служат внутренними опорами для старинного деревянного потолка. Внутреннее пространство разделено стенами с арочными проходами на три молитвенных помещения. Ощущение старины и аутентичности немного портит новая покраска интерьера глянцевой масляной краской в сочетании бежевого, белого и золотого цветов.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Сейчас здание мечети расширяется за счет строительства дополнительного двухэтажного корпуса. Интересно, что если мечеть располагалась на улице старинной махалли, то в советские годы махаллю снесли, а на ее месте построили типичный советский микрорайон под названием Чорсу; и вдруг здание мечети оказалось в центре советского жилого двора. Это создает определенный диссонанс, но в то же время усиливает ощущение уникальности Ташкента, где старое контрастирует с новым, азиатское с европейским, и религиозное с советским.
Архитектурный комплекс Сузук-Ота
​Сузук-Ота, 12​б, Шайхантахурский район, Ташкент
Вход в комплекс Сузук-Ота
Меньше чем в километре от Мойи Мубарак Уккоша находится еще одна уникальная мечеть, пространство вокруг которой было превращено в целый ландшафтно-архитектурный комплекс – это мечеть Сузук-Ота. Сузук-Ота был внуком суфия Махмуда Ясави и очень умелым ремесленником, мастером резьбы по дереву. Он жил в этом районе Ташкента в 12-м веке, где помогал основывать и развивать различные виды ремесел. В конце 14-го века здесь была построена мечеть и мавзолей над могилой Сузук-Оты. Оба здания были сохранены в советское время, правда пользовались не по назначению. В 2017-м году Президент Мирзояеа инициировал проект реконструкции мечети, мавзолея и прилежащей территории и уже в 2019-м году было проведено открытие.

Комплекс представляет из себя большое открытое симметричное пространство с осью, к которой привязаны несколько основных зданий: здании администрации махалли, мавзолей, музей, четыре беседки и в завершении оси – сама мечеть. Путь от входа к мечети открывает интересные перспективы, где более дальние объекты обрамляются арками или колонными галереями ближних. Интересным также является само решение реставрации мечети. Она была сохранена в изначальном виде, но вокруг нее было построено новое помещение с изящными резными деревянными колоннами, так, что старая мечеть стала интересной частью нового интерьера. Вход и два окна по бокам стали открытыми арочными проходами, а купол богато украшен лепниной и росписью. За счет того, что в помещение попадает только рассеянный свет, внутри мечети создается особое ощущение таинственности. У мечети также есть открытый внутренний двор с арочными галереями дополнительных помещений.

Мечеть Хазрати-Имам
Ул. Карасарйская 107/1, Алмазарский район
Угловой вид на мечеть и минарет
В учебниках по градостроительству Ташкент описывается как город с двойной структурой: многовековой традиционной среднеазиатской и более поздней колониальной и советской. В самом сердце старого города, посреди традиционных махаллей, находится архитектурный комплекс Хаст Имам, объединяющий мечеть, музей-библиотека, мавзолей, Духовное управление мусульман Узбекистана, и бывшее медресе сейчас служащее как место для продажи сувениров. Комплекс сформирован вокруг большой площади, на которой читаются праздничный айт-намазы. Рядом также находятся Ташкентский Исламский институт и строящийся Центр исламской цивилизации. Во время визита мы краем уха услышали гида, который рассказывал туристам об этом центре:

«Со времен развала Османской империи, ислам на протяжении долгого времени оставался без лидера и вот теперь, почти сто лет спустя, Узбекистан решил взять на себя эту ответственность и стать лидером мусульманского мира. Этот центр исламской цивилизации как раз и станет местом, которое объединит всех мусульман мира под флагом Узбекистана.»

Выражал ли этот гид амбиции правительства страны или же предлагал свою интерпретацию, остается вопросом. Печальным для нас было то, что для строительства центра, правительство снесло бульдозером большую территорию старинной махалли.


Вид на строящийся Центр исламской цивилизации
Главным зданием комплекса Хаст Имам является мечеть Хазрати-Имам, построенная в 2007-м году по инициативе Президента Ислама Каримова. Мечеть имеет форму буквы «П» с главным корпусом и двумя боковыми зданиями формирующий красивый внутренний двор, куда попадает посетитель при входе через главную входную арку. Главный фасад усилен двумя изящными минаретами высотой в 53 метра, стоящими отдельно от мечети. Дворик формируется галереей из 18-ти высоких деревянных резных колонн с очень сложной формой капители, поддерживающий деревянный потолок, также имеющий большое количество резных деталей. Колонны и навес обрамляют высокие окна витражи с остро-арочным завершением. Фасад выложен узким жженным кирпичом и не контрастирует сильно с деревом колонн. Внешне, почти весь комплекс, включая его мощение выдержан почти в одном тоне и цвете и представляет из себя монохромное архитектурное пространство, которое при ярком солнечном свете, создает большое количество интересных теней и делает его очень скульптурным.
Однако, картина полностью меняется, когда посетитель попадает внутрь мечети. В интерьере преобладают зеленые, голубые, бежевые и коричневые тона, а количество и разнообразие орнаментации просто шокирует, особенно в дизайне потолка и внутреннего свода двух куполов. Главные люстры сделаны в форме восьмиугольных звезд и также очень сильно декорированы. Разнообразие стилей, в которых выполнены декорации заставляет задуматься о том, насколько гармонично они сочетаются друг с другом и насколько перегруженным становится пространство, особенно учитывая, что это место, куда люди приходят, чтобы связаться с богом и забыть о мирском. Однако, учитывая, что комплекс посещается огромным количеством туристов, которые смотрят на интерьер как на форму исламского искусства, возможно, цель оправдывает средства. Левое крыло мечети зарезервировано для женщин.
К западу от здания мечети находится большая вымощенная площадь, служащая местом для праздничных молитв, на другом конце которой находится здание медресе Барахон, построенного в 16-м веке. Сейчас медресе используется как базарчик художественных товаров и сувениров. Мастера работают над своими произведениями в маленьких комнатах, обрамляющих внутренний двор. К сожалению, главное здание мечети на территории медресе, где до сих пор есть михраб с арабской надписью «Ля иллаха иляллах, мухаммадур-расулуллах» над ним, сейчас также используется как магазин. Такая десакрализация пространства чем-то напоминает советские времена, когда культовые религиозные сооружения использовались для других целей.
Мечеть Кох-Ота
Кох-Ота 98, Шайхантахурский район
Мавзолей Куктулли Ота на берегу канала в махалле Намуна, акварель Эмиль Насритдинов
Наш путь к следующей мечети лежал через махаллю Намуна. Извиваясь гибкой лентой, по махалле протекает канал, освежающий улицы в жаркий день. Прямо над водой нависли топчаны чайханы, где продают самсы, а в тени старых чинар, стволы которых можно охватить только вдвоем, находится мавзолей Куктулли Ота, за которым с нежностью и заботой следит его хранитель – житель соседнего дома, чей отец, а еще раньше дед, оба были хранителями. Улицы также гибки, как и канал. Они выводят нас на большую магистраль и к еще одной махалле и мечети под одним названием Кох-Ота в честь известного шейха 14-го века. Мечеть Кох-Ота – типичный пример строительства новых мечетей с более изящными формами – высокими потолками, длинными узкими окнами, высоким и узким минаретом, а также высокими и более легкими куполами.
Новые строительные технологии позволяют отойти от более массивных традиционных форм, экспериментировать с новой более свободной геометрией и принести больше света через высокие витражи окон, как в несущих стенах, так и на стенах купола. В процессе возведения и завершения современных мечетей участвуют несколько групп специалистов. Архитектор работает только над разработкой общего видения. В процессе строительства, главный прораб часто либо по своему усмотрению, либо по просьбе жителей или спонсора мечети может что-то поменять в проекте. После того как возведен каркас, подключаются усталар (мастера), каждый из которых специалист в своей области: резчик по дереву, резчик по ганчу, художник и каждый вносит свое видение, поэтому форма мечети не всегда соответствует стилистике интерьера.
Что еще поразило нас в этой мечети – это дизайн дааратканы – места для совершения омовения. Ее стены были украшены арками и высококачественной керамической плиткой со сложным дизайном, а также зеркалами и современными высококачественными раковинами. Также в даараткане было много домашних растений и безупречная чистота.

Даараткана в мечети Кох-Ота
Мечеть Минор
Минор, 41, Юнусабадский район
Одна мечеть, которая сильно выделяется на фоне других – мечеть Минор. Мы вышли на нее со стороны Анхор – главной реки города и были поражены белизной ее фасада, контрастирующего с синью неба и с синью самой реки, на которой соревновались спортсмены в байдарках. Мечеть была необычна не только белым цветом украшающего её мрамора, но и восьмиугольной формой плана её главного здания, увенчанного круглым голубым куполом. В интерьере этот купол становится центральным элементом, притягивая внимание тем, что он почти буквально висит в воздухе, ведь во всем пространстве диаметром 47 метров нет ни единой колонны. Также удивителен и внутренний двор мечети, обрамленный помещениями с галереей из деревянных колонн, которые сильно контрастируют с белым мрамором стен мечети. В пространстве двора посажены четыре дерева, постриженных в форме неправильных шаров. Будучи довольно необычными для центрально-азиатских мечетей, они делают уже необычную картину еще более сюрреалистичной и по-японски минималистичной.
Мечеть Ракат
​Абдуллы Авлони, 17​
Ракат ж/м, Яккасарайский район
Полная противоположность такой минималистичности – мечеть в махалле Ракат в южной части города. Мечеть была построена в советское время еще в 1954-м году. В 2019-м году, здание старой мечети было снесено и на ее месте была построена новая, одна из самых грандиозных мечетей города. Её украшают целых восемь куполов из метала розового цвета и два минарета высотой в 70 метров. Однако самое поразительное в этой мечети это ее интерьер: он просто изобилует формами и деталями. Все восемь куполов служат источниками освещения и их присутствие усиливается круглыми элементами потолочных декораций. Основной огромный купол мечети с 24-мью окнами и колоннами держится на четырех колоннах, подобное коим мы не видели нигде. Они сконструированы вручную из стекловолокна и имеют растительную форму с основанием и верхом в виде лотоса и стволами. Ствол расписан вручную под мрамор и имеет декорации в середине, выполненные в технике ганча. Колонны, обрамляющие купол, также имеют сложные растительные элементы. Основные элементы колонн, также как и все остальные обрамления декораций на стенах и потолке и аяты из Корана покрашены в золото, которое придает интерьеру помпезность и важность. Купол украшен огромным поясом люстры, изготовленной из чистой латуни и привезенной специально для этой цели из Египта. Дизайн всех частей интерьера – максимально сложный, нет ничего плоского, все декорации имеют 3-д форму. Потолок обрамлен карнизом, изогнутым в виде арки по которому мастер, использую технику ганча, вырезал суру Ясин; она считается сердцем Корана.
Мечеть Рахимжон Ходжи Ота
​Саади Сиражиддинова 1-й тупик, 48​, Яккасарайский район
Интерьер мечети
Но самое теплое впечатление у нас осталось от маленькой мечети Рахимжон Ходжи Ота в махалле Мукимий также на юге города. Главным входом она выходит в махаллю, а ее балконы на противоположной стороне смотрят на реку. Мечеть спускается к реке террасами, на которых высажены сады и цветы. Имам мечети рассказал нам, что террасы задуманы как сады ж
анната (рая) и следуя лучшим традициям узбекского гостеприимства, он угостил нас плодами тутовника, растущего в этом саду на террасах. Он сам лично насбивал его для нас палочкой в коврик для молитвы, который мы держали под деревом и потом кушали сидя на диванчике на балконе пока он рассказывал нам о мечети. На этом диване, до и после намаза обычно сидят аксакалы – старейшины махалли Мукимий, обсуждая последние новости. С большими стеклянными дверьми и витражами, интерьер мечети становится полупрозрачным переходным пространством, символически соединяющим этот мир со следующим, также как оно соединяет махаллю с «райскими садами» у реки.
Семь ташкентских мечетей, описанных в этой секции, показывают, что в отличие от Бишкека, в Ташкенте трудно найти «этнические» (турецкие, уйгурские, дунганские и т.д.) мечети. Мечети отличаются только своей историчностью. Многие, которые были построены еще в досоветский период, были восстановлены и обрели новую жизнь, сохранив свою историческую ценность. В новых мечетях, строящихся сейчас, архитекторы и усталар (мастера) опираются на традиционные формы, но также экспериментируют и создают новые геометрии, так как современные строительные технологии позволяют им это сделать. Как старые, так и новые мечети очень хорошо посещаются; они хорошо иллюстрируют, что ислам остается очень важной частью жизни ташкентского населения.
Свяжитесь с нами:

E-mail: silk@auca.kg
Телефон: +996998654007
Социальные сети: Facebook | Instagram
Made on
Tilda